Уважаемый читатель!
Поделись интересной новостью со своими друзьями в социальных сетях!

3 - Наталья Балашова

4 - Сагандык Маугузин

5 - Алма Жусупова

8 - Анна Пенькова

10 - Серик Муканов

11 - Иван Моор

17 - Лев Калантырев

18 - Ольга Попова

20 - Василий Манзя

20 - Аслан Нурсеитов

22 - Болат Кожахметов

23 - Самат Шаймерденов

27 - Жулдыз Зейтенова

26 - Юлия Исакова

29 - Лариса Морозова

30 - Назерке Турсунова

30 - Акерке Кабыкеева

ГлавнаяОбщество ⇒ Алматинские педагоги знают рецепт преодоления барьеров для «нестандартных» детей

Алматинские педагоги знают рецепт преодоления барьеров для «нестандартных» детей

Об этом в ходе городского семинара-коучинга говорили алматинские учителя начальных классов. Темой, которую определили руководство НМЛ «ГМК» при управлении образования Алматы и актив педагогов одной из школ Турксибского района, стало инклюзивное образование. 


Символично, что мероприятие проводилось в канун Международного дня инвалидов (3 декабря. – Ред.), однако, как отмечают организаторы встречи, внимание этим вопросам должно быть постоянным. Ведь люди этой категории – такие же граждане, как и все казахстанцы, с той лишь разницей, что способности одних уступают возможностям других. Вместе с тем общество, по большей части из-за личных комплексов, ставит себя выше лиц, которых принято называть инвалидами. Педагоги со своей стороны готовы давать полноценное образование всем детям с малых лет. Они предлагают совершенствовать законодательство, а также чаще заглядывать в толковый словарь.
В алматинской КГУ ОШ № 142 с призывом «Дети должны учиться вместе» прошел городской семинар педагогов начальных классов на тему «Инклюзивное образование – новая модель». К слову, это второй подобный практикум, который проводится в школе, первый проходил год назад при участии родителей, детей, педагогов и врачей по инициативе КазНМУ им. Асфендиярова. Тогда на уровне района обсуждалась техническая сторона обучения детей с ограниченными возможностями.
Цель сегодняшнего дня, по словам методиста научной методической лаборатории Городского методического кабинета (НМЛ «ГМК») Гулии Дарибаевой, носит более информационный характер, поскольку, несмотря на существующие программы профильных ведомств, инклюзиву уделяется недостаточно внимания.
– Мы хотим, чтобы алматинские учителя больше знали об этом, чтобы они имели представление о том, что несет в себе это понятие. Дело в том, что во многих школах города обучают детей с ограниченными способностями и это принято называть инклюзивным образованием. Однако это понятие намного шире. Наше мероприятие позволяет донести эти вещи до педагогов, а далее знания, полученные в ходе коучинга, помогут значительно улучшить учебный процесс, – отметила Дарибаева.
По ее информации, только в этой школе на 1500 учеников приходится 75 детей с ограниченными способностями и периодически возникают трудности. Родители «нестандартных» учеников, да и сами дети не испытывают дискомфорта, сидя за партами с обычными детьми. Барьеры возникают с родителями обычных воспитанников, которые в силу необоснованных претензий не желают видеть рядом со своими здоровыми чадами «больных» деток.
– Здесь необходимо, в том числе через педагогов, донести до масс, что и эта категория граждан – такие же казахстанцы и имеют такие же права. Ведь если мы оградим этих несчастных детей, поместив их в центры или на домашнее обучение, и не выведем их в социум, то они никогда не смогут быть наравне со сверстниками, – убеждена методист НМЛ «ГМК».
Со своей стороны учитель начальных классов КГУ ОШ № 142 Светлана Базарбаева, продолжив эту мысль, акцентировала свое внимание на том, что в ряде районов города работают реабилитационные центры, где занимаются обучением таких детей. Но в других районах нагрузка ложится на плечи и энтузиазм рядовых педагогов. Кроме того, многие из них до сих пор убеждены, что инклюзив подразумевает исключительно обучение «инвалидов».
– На самом деле инклюзивное образование предполагает включение детей с особыми образовательными потребностями, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, в общеобразовательную среду, устранение всех барьеров для получения качественного образования, социальной адаптации и интеграции в социуме, – говорит Базарбаева.
По ее словам, к лицам с особыми образовательными потребностями относятся также дети-мигранты, дети беженцев, оралманов, национальных меньшинств, сироты, виктимные дети, с девиантным поведением и так далее. Именно такие ученики обычно причиняют головную боль. 
Говоря о трудностях, педагоги выделяют целый спектр вопросов, которые следует решить, причем на высоком уровне. Так, на сегодняшний день нет четкой модели инклюзивного образования, обеспечивающей индивидуализированные методы обучения, не разработаны гибкие общеобразовательные учебные программы. Кроме того, школы не имеют достаточной кадровой и учебно-методической базы. Так, согласно требованиям, при обучении «нестандартного» ученика предус­матривается учитель-помощник. Однако позволить себе подобную роскошь может далеко не каждая школа.
Остро стоит вопрос раннего выявления отклонений в психофизическом развитии детей и их коррекция. Недостаточны меры по предотвращению проблем у детей морально-психологического и социального характера. Здесь вновь встает кадровый вопрос. Инспектор в школе, он, конечно, есть, но его как бы и нет. И речь идет не об оценке работы школьного полицейского, а о том, что он один, а детей – тысячи.
Отдельным пунктом среди назревших вопросов инклюзива педагоги выделяют систему оценки обучения. То есть поставить выше тройки «нестандартным» детям учителя начальной школы не могут, поскольку в начальной школе оценивается каллиграфия, техника чтения и прочие элементы.
– О какой каллиграфии можно говорить, если ребенок имеет трудности с моторикой и затруднена речь. Наравне с этим есть дети с языковым барьером, но им отчасти проще, ведь они находятся в среде. Есть примеры того, как всего за год дети превосходили своих родителей, помогая им освоить  язык. Здесь необходимо отметить, что проделана огромная работа учителей и одноклас­сников, которые помогают. Не секрет, что взаимодействие педагога с учениками при правильном настрое последних дает порядка 50 процентов успеха, – уверена Базарбаева. 
К слову, об успехах. Так, гордостью 142-й школы, по мнению педагогов, является Эльдар Попов с диагнозом ДЦП без нарушения интеллекта. В течение 4 лет родители привозили его в школу, где он занимался наравне с другими детьми, причем довольно успешно. Здесь речь идет о том, что забота и внимание важны как для самого ребенка, так и для остальных детей. Также важно понимать, что занятия бок о бок с такими детьми дают ученикам тот бесценный опыт, который сегодня принято называть толерантностью. Ведь, несмотря на жестокость, присущую всем детям, они весьма восприимчивы к чужой проблеме и готовы в любую минуту быть рядом. Сегодня, перейдя из начальной школы, ребенок занимается на дому, поскольку «бегать» по кабинетам он не может. Но это не мешает ученикам помогать своему однокласснику, особенно в век информатизации. Ребята приходят в гости, переписываются в социальных сетях, оказывают всестороннюю поддержку. И таких примеров много.
Иными словами, молодое поколение казахстанцев готово принять в свою команду «нестандартных» сверстников, а учителя хотят помочь в этом процессе. Однако педагоги разводят руками, сетуя на пока еще недостаточную проработку «инклюзивных вопросов» в рамках нормативных актов и прочих бумаг, которые связывают их по рукам, ограничивая тем самым способность и возможность учить всех без исключения граждан Казахстана.

 

Кстати

На сегодняшний день в Казахстане  проживают 138 513 детей с особыми образовательными потребностями в возрасте до 18 лет, что составляет 2,8 процента от общего числа детского населения. В том числе 93 740 детей школьного возраста и 44 773 – дошкольного. Из них по специальным программам обучается 
62 000 детей дошкольного возраста, 27 000 дошкольников и 3 000 студентов колледжей.

 

 

В тему

Гарантии права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования закреплены в Конституции Республики Казахстан, законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах».
Развитие системы инклюзивного образования – одно из приоритетных направлений Государственной программы развития образования Респуб­лики Казахстан на 2011–2020 годы.

 

Анастасия ФАТЕЕВА, Алматы

 




Искать похожие статьи:

Оставьте свои комментарии