Уважаемый читатель!
Поделись интересной новостью со своими друзьями в социальных сетях!

1 апреля - Калиев Кошан

3 апреля - Юртеев Юрий

4 апреля - Разумова Елена

5 апреля - Кусаинов Зарап

7 апреля - Сущенкова Надежда

7 апреля - Нурмухаметов Данис

8 апреля - Мустафин Асет

8 апреля - Девяев Владимир

17 апреля - Нагметова Инна

18 апреля - Шаниев Койшыбай

19 апреля - Бикмухаметова Раиса

20 апреля - Лазаренко Раиса

29 апреля - Сагиндыков Болат

30 апреля - Жумагулова Мая

30 апреля - Лукъянов Евгений

ГлавнаяВыходной ⇒ Чебурашка с гранатой

Чебурашка с гранатой

Недавно я получила водительское удостоверение. Два с половиной месяца переживаний, и меня разрешили выпускать на дорогу. Правила дорожного движения теперь знаю так, как будто сама их придумала, а вот за рулем… буквально молюсь, проезжая по городу, ибо переход в специально обозначенных местах для многих петропавловцев – дурной тон. 

Ожидания и реальность
Это в правилах для экзамена мы учили, что первоначальное обучение вождению должно проводиться на закрытых площадках и автодромах. Нашим первым «автодромом» стала объездная дорога – впервые оказавшись за рулем, я вынуждена была учиться движению рядом с грузовыми автомобилями, длинномерными фурами. Первый водительский опыт также был «украшен» впечатлениями от аварии на дороге и «нелетной» дождливой погодой.
Впрочем, за городом дождь не такая проблема. Это позже у меня возникли проблемы с логикой – как при обилии колодцев по правому краю проезжей части на наших улицах, в которые постоянно попадали колеса в дождь, накапливались такие лужи, что даже не скорости 30 километров в час мне казалось, что я создаю цунами над тротуаром?
Полтора часа мучений – и вот она, свобода! Несмотря на мой вопрос – для чего каждая из трех педалей? – и предупреждение, что за руль никогда даже не садилась, автоинструктор наивно полагал, что я на инстинктивном уровне должна знать, как себя вести в той или иной ситуации. А уж после его слов: «За что ты мне досталась, такая балда необучаемая!» - вождение для меня с первых дней превратилось в пытку, и по дороге в автошколу я думала: скорее бы закончились очередные полтора часа мучений, а по ночам накануне очередного «урока» мучили кошмары или бессонница…
Возможно, с кем-то такая методика и работает, но мне как-то непонятно, почему при равной оплате обучения кому-то достаются терпеливые инструкторы, а кому-то везет так же, как и мне. Конечно, можно было бы самой задавать вопросы, но если знаешь, о чем спрашивать…
Впрочем, кое-как, когда со слезами, когда трясясь от злости, водить машину научилась даже я. Благо, к концу учебы появилась возможность посещать занятия у другого инструктора, который, даже если и считал меня малоспособной ученицей, держал свое мнение при себе.
А ведь перед началом обучения я наивно полагала, что об основах безопасного вождения нам также расскажут заранее – я видела такие главы в старых учебниках еще для советских автошкол. Но, увы – мы получили лишь необходимый для сдачи экзамена перечень вопросов и ответов и расписались в журнале по технике безопасности. Не каждому выпускнику наших автошкол предоставляется и практическая возможность поупражняться в езде по гололеду, а ночное вождение все осваивают самостоятельно.
Еще в числе моих несбывшихся ожиданий были минимальные знания об устройстве автомобиля. Увидев в кабинете для занятий какие-то детали автомобилей, я была уверена, что после окончания автошколы буду знать хотя бы о том, в каких случаях приоритетный маршрут автомобиля – до ближайшей СТО. Теперь-то я прекрасно знаю, что эксплуатация автомобиля запрещена, если суммарный люфт в рулевом управлении легкового автомобиля превышает 10 градусов или нарушена герметичность системы вентиляции картера, но о том, что это такое и как это определить, понятия не имею. Знаю лишь, что картер – это где-то в двигателе. Это в Советском Союзе каждый водитель был обязан как следует изучить устройство автомобиля и знать признаки основных неисправностей. Для нас же анекдот про блондинку, уверенную, что вода попала в карбюратор, потому что вся машина оказалась в озере, смешным не кажется.
В общем, в процессе превращения из «чебурашки с гранатой» в водителя мне регулярно приходилось пользоваться вариантом «Звонок другу», благодаря которому я узнала, что в зарубежных автошколах учат не просто ездить, но и справляться со сложными ситуациями, выполняя управляемые заносы и другие упражнения. Причем все это в рамках обучения безопасному, а не экстремальному вождению…
В Великобритании, например, перед практическим экзаменом нужно пройти, как минимум, сорок практических занятий с инструктором (у нас – 16 занятий по 1,5 часа). Теоретический экзамен не ограничивается, как у нас, ответами на вопросы тестов. Вторая его часть представляет собой проверку реакции. Экзаменуемый, наблюдая за ситуацией на дороге, предложенной в видеоролике, должен вовремя щелкнуть мышкой, как только на экране начнет развиваться опасная ситуация. Например, если какой-нибудь неджентльмен решит резко затормозить перед вашей машиной. Ситуация, кстати, не исключительная и нередко используемая некоторыми жителями туманного Альбиона, чтобы подзаработать…
А практический экзамен начинается с измерения остроты зрения, для чего нужно прочитать номер указанного стоящего впереди автомобиля (у нас эта процедура на совести окулистов поликлиник. По собственному опыту могу отметить, что доктор на слово поверил, что я сама позабочусь о подборе подходящих контактных линз).
В немецких автошколах, в отличие от наших, учат ездить и в темноте.
Соединенные Штаты славятся тем, что в каждом – свои законы. Правила дорожного движения – не исключения. Например, приехав на ПМЖ в Нью-Йорк с правами другого штата, придется получать новые. А во время подготовки к экзамену нужно «наездить» не менее пятидесяти часов.
Впрочем, о возможности купить или подделать водительские права за рубежом, слышать тоже приходилось.

Подготовка
к вчерашнему дню
Еще одно удивление вызвали экзаменационные билеты. С тех пор, как они были составлены, в казахстанские правила дорожного движения были внесены изменения, в частности, относительно скоростного режима на автомагистралях и автомобильных дорогах. А также по поводу ремня безопасности, который сегодня нужно пристегивать почти всем. Но внести эти изменения в экзаменационные тесты почему-то не представилось возможным. Хотя, по моему скромному мнению, полиция должна не только наказывать за беспорядки на дорогах, но и заботиться о том, чтобы нарушений было как можно меньше. А пока получается, что преподаватель был вынужден объяснять нам старые правила, а о новых предлагал поговорить лишь после того, как мы водительские удостоверения получим.
Быть может, я ошибаюсь, но меня терзают смутные сомнения, что такая разница между экзаменационным материалом и суровой реальностью – один из способов получения определенного процента нарушений.
И уж совсем диво дивное было замечено нами при более тесном знакомстве с электронной версией экзаменационных тестов, которые используются в дорожной полиции. Несколько вопросов оказались без картинок, хотя варианты ответов предполагали не знание общей теории, а рассмотрение конкретной ситуации. Еще встречались вопросы, на которые было невозможно правильно ответить потому, что картинка была предназначена для другого вопроса. Это мы выяснили благодаря тому, что при проверке результатов можно было не только увидеть свои ошибки, но и посмотреть комментарий, который явно не мог относиться к тому рисунку, который был пред глазами.
А один из вопросов и вовсе заставлял «зависнуть». Выбрав правильный ответ под цифрой 2, в конце теста мы обнаруживали, что надо было выбирать третий вариант. Но в комментариях к вопросу было написано: «Ответ 2». И далее – комментарий из «Правил…», подтверждающий, что мы-то ответили правильно, да компьютер этого не понимает…
Нам советовали не запоминать нелогичные соответствия, а отвечать строго по правилам, поскольку один неправильный ответ не изменит окончательного результата.
В общем, неудивительно, что для успешной сдачи экзамена в дорожной полиции достаточно правильно ответить лишь на 32 вопроса из 40. В автошколах требования повыше – допускаются лишь четыре ошибки. Все-таки их руководство не хочет ударить в грязь лицом.
Но если для того, чтобы успешно сдать теоретическую часть экзамена, достаточно внимательно слушать преподавателя – а с последним нам очень повезло, то на дороге водителю недостаточно блестящего знания правил.
А бараны –
где придется…
Преподаватель не раз говорил нам, что на дороге нам придется думать не только за себя, но и за всех окружающих участников дорожного движения. Конечно, я тоже бываю пешеходом, но настолько дисциплинированным, что смею приводить себя в пример. Чего не скажешь о многих горожанах…
Да, по правилам дорожного движения водители должны терпеливо пропускать пешеходов, которые не успели перейти дорогу на зеленый свет, несмотря на переключившийся сигнал светофора. И ситуации бывают при этом всякие – ну не все бабушки успевают переходить все перекрестки в отведенное светофором время. И только слепым пешеходам дорогу можно переходить в любом месте. Но после первых часов вождения по городу я готова внести предложение выдать белые трости большому числу зрячих, но бестолковых горожан. Причем, хочу отметить, что самые дисциплинированные пешеходы - школьники. Им ведь в течение всего учебного года то занятия проводят на тему правил дорожного движения, то конкурсы.
Возле школы №20, неподалеку от вокзала, установлен предупреждающий знак «Осторожно, дети!» Но дети обычно пересекают дорогу по пешеходному переходу. Взрослые – возле знака, который, видимо, пора заменить на более подходящий. Жалко, знака «Осторожно, бестолковые пешеходы», пока не придумали.
Прошлой осенью в интернете бурно обсуждались появившиеся в Алматы плакаты с надписью: «Люди переходят по правилам, бараны – где придется». Кто-то даже обижался на такое сравнение. А кто-то радостно поддержал идею, надеясь, что она принесет хоть какой-то эффект: «Барану лень пройти 30 метров до светофора, баран предпочитает возмущаться тому, что на плакатах развесили его фоторобот по всему городу».
На мой взгляд, заключение весьма справедливое, и опыт алматинцев стоило бы использовать и в других городах.
Да простят меня животные - не раз приходилось с удивлением видеть, что даже бездомные собаки переходят дорогу по пешеходным переходам в отличие от своих двуногих «друзей».
Впрочем, нарушителей за рулем у нас тоже хватает. Хотя иногда на дороге возникают неоднозначные ситуации. Так, например, возле остановки общественного транспорта в районе аквапарка «Нептун» нарисована сплошная линия дорожной разметки. И если у остановки стоит автобус, то у водителя есть два варианта – остановиться следом за ним, безо всякой надобности и раздражая тех, кто едет следом, либо пересечь сплошную линию разметки и выехать на полосу встречного движения.

Не так страшен…
Черт, а где же
«право»?
За отведенные на учебу месяцы мы научились хоть как-нибудь водить машину и выучили правила дорожного движения. Директор автошколы сразу предупредил, что тех, кто на внутреннем экзамене в автошколе допустит больше четырех ошибок, в дорожную полицию от автошколы не поведут, чтобы его не поминали недобрым словом участники ДТП. Однако, как мы узнали позже, не всем прошедшим строгий отбор в автошколе удается сдать теоретический экзамен в дорожной полиции.
Впрочем, к нашей группе это не относилось. Все, кто пришел в этот день на тестирование в дорожную полицию, успешно прошли теоретическое испытание. Без всяких взяток и подарков, о которых любят рассказывать «бывалые» умельцы сдавать экзамены с минимумом интеллектуальных усилий.
Начав тест, я увидела один из «любимых» вышеупомянутых вопросов, в которых правильный ответ не соответствовал реальности. Распрощавшись с мечтой сдать экзамен без ошибок, выбрала тот порядок проезда перекрестка, который соответствовал правилам. И – о чудо! – все-таки набрала желанные сорок из сорока баллов, еще раз убедившись, что нужно было лишь понять правила дорожного движения, не запоминая соответствия картинок и вариантов, заложенных в тестовой программе.
А вот практическая часть экзамена заставила понервничать многих, особенно прекрасную половину. Девушки выходили из автобуса, следовавшего за машиной с дорожным полицейским, на ватных ногах. Кому-то несколько минут экзаменационной езды по городу даже показались длиннее полуторачасового занятия с инструктором. Но успеть допустить ошибку за положенные сотни метров было, на мой взгляд, сложно. После остановки на перекрестке я даже не успела включить четвертую передачу, как меня отправили обратно. Для сравнения – в Великобритании практический экзамен длится сорок минут, в Эстонии – сорок пять, в Германии – более часа.
Обойти машину спереди, не перепутать порядок регулирования кресла, ремня безопасности и зеркала заднего вида, тронуть машину с места без резких рывков и не «вилять» ею по дороге без необходимости перестроения, вовремя остановиться на красный сигнал светофора и не спутать правила проезда перекрестка – вот тот минимум, который нужен для успешной сдачи экзамена в Петропавловске. Проезд по дорожному кольцу выпал на долю всего одного человека из нашей группы.
Впрочем, волнение взяло свое. Одна из женщин перепутала правую сторону с левой, и ее «поворот не туда» стал пропуском на пересдачу экзамена. Не повезло и парню, завершавшему список нашей группы. Остановившись по просьбе экзаменатора-полицейского, он не обратил внимания, что сделал это в зоне действия знака «Остановка запрещена». Кстати, о возможности подобного хитрого приема нас предупреждали. Не возразивший экзаменатору парень также не смог избежать пересдачи, хотя управлял автомобилем отлично, даже по оценке моего первого несдержанного инструктора.
Впрочем, по сравнению с дальнейшей суровой дорожной реальностью, практический экзамен – цветочки. Ведь теперь рядом больше не будет инструктора, который может нажать свою педаль тормоза в случае опасной ситуации. И наивно полагать, что другие участники дорожного движения помнят правила так же хорошо, как и вы. Впрочем, скорость реакции на реальной дороге оказывается на порядок важнее знания правил.
К примеру, в автошколах учат проезжать нерегулируемые перекрестки, пропуская «помеху справа». В реальности нередко приходится пользоваться «правилом трёх Д» - Дай Дураку Дорогу. Всё-таки куда лучше уступить свой приоритет хаму, который даже не остановится в случае ДТП, чем упиваться осознанием собственной правоты на больничной койке.
Однако никакие дураки и никакие дороги не могут испортить того потрясающего ощущения от вождения, которое появляется после того, как вы «почувствуете себя единым целым со своим автомобилем» и превратитесь из зверушки с гранатой в часть этого большого и сложного механизма. Удачи на дорогах!
Инна КАЛИМБЕТ




Искать похожие статьи:

Оставьте свои комментарии

Achu
Добавлен 17 июля в 14:48
Superior thinking dernestmatod above. Thanks!
Yuvraj
Добавлен 18 июля в 15:59
Holy consice data batman. Lol!
Thiago
Добавлен 21 июля в 17:20
I'm impressed by your writing. Are you a professional or just very kndlgeoleabwe? http://mmfhinh.com [url=http://dejuka.com]dejuka[/url] [link=http://gvaocoyde.com]gvaocoyde[/link]