Уважаемый читатель!
Поделись интересной новостью со своими друзьями в социальных сетях!

3 августа - Галина Воробьева

5 августа - Евгения Кочевая

6 августа - Федор Денисенко

15 августа - Данаш Хамзина

15 августа- Евгения Ржавцева

20 августа - Анна Потеряева

27 августа - Баня Калиева

27 августа - Арайлым Смагулова

28 августа - Виталий Власенко

29 августа - Ульяна Ашимова

ГлавнаяОбщество ⇒ Чокан Валиханов: любимый сын казахского народа

Чокан Валиханов: любимый сын казахского народа

«Много чести будет тому, кто исследованиями объяснит происхождение казахского народа», – писал Чокан Валиханов. И первым из казахов заслужил эту честь он, Валиханов, гениальный и любимый сын своего народа.
Чокан (настоящее его имя – Мухаммедханафия) Чингисович Валиханов – великий казахский ученый, ориенталист, историк, географ, этнограф, фольклорист, просветитель, родился в ноябре 1835 года в укреплении Кусмурын нынешней Костанайской области. 


Хан Абылай – его прямой предок. Старший сын Абылая, Уали – родной дедушка Чокана. Когда Уали умер, а его главный наследник, старший сын Губайдулла (Абайдильда) был сослан в Сибирь, заботы о ханской семье перешли в руки младшей жены Уали хана – Айганым, сохранившей верность России. Александр Первый оказал особое внимание этой жене Уали хана, распорядившись построить для нее роскошный особняк в степи. В этом доме родился Чокан. Детство он провел сначала в Кусмуруне (когда отец Чингис был старшим султаном), потом в Кокшетау, на родине предков – в Сырымбете.
В детские годы Чокан интересовался историческими стихами, сказаниями, преданиями, рассказами, внимательно прислушивался к ним. Уже в кусмурунский период он написал поэму «Қозы Кұрпеш – Баян Сұлу». 
По традиции, согласно которой сын хана должен знать 7 языков, Чокан с детства изучал арабский, чагатайский языки, а позже освоил тюркские языки Средней Азии. В 1847 году отец с помощью русских друзей устроил 12-летнего Чокана в кадетский корпус. 
На духовный рост Чокана оказали заметное влияние преподаватель русской литературы Н. Ф. Костылецкий, ссыльный ученый Гонеевский, читавший курс истории культуры, литератор В. П. Лободовский (друг детства Н. Г. Чернышевского). Благодаря Костылецкому в 1852 году началась дружба между Чоканом и И. Н. Березиным. По поручению Березина Чокан пишет рецензию на труд Токтамыса «Хан жарлыгына» («К указам хана»). Это его первая научная работа.


После этого на Чокана обратили внимание преподаватели корпуса и передовая интеллигенция Омска. В 1853 году Чокан закончил обучение в кадетском корпусе, ему присвоили звание корнета конных войск. Он получил назначение офицером полка в Сибирское казачье войско. Через год был назначен адъютантом генерала Г. Х. Гасфорта, управлявшего Западной Сибирью и северо-западными округами Казахстана: одновременно он был офицером по особым поручениям Главного управления Западно-Сибирского края. 
В 1856 году Чокан присоединился к военно-научной экспедиции, возглавляемой М. М. Хоментовским. Экспедиции вменялось основательно исследовать киргизские земли, снять на карту окрестности Иссык-Куля. Он пристально изучал культуру древних разрушенных городов тех мест, древнюю систему орошения, остатки архитектурного наследия, этнографию и каменные изваяния. Чокан выяснил, что в Джунгарии, бывшей в подчинении у России, и особенно на берегу реки Или, был оседлый образ жизни. Побывав от Алаколя до Тянь-Шаня, он записал в киргизских родах Бугы, Сарыбагыш, Солту родословные киргизского народа, их песни, сказания, легенды, эпос «Манас».
Достижения Ч. Валиханова в области истории, географии стали известны петербургским ученым, и 27 февраля 1857 года Чокана, которому едва перевалило за 20 лет, избрали действительным членом Русского географического общества. Это свидетельство признания заслуг Ч. Валиханова перед русской наукой. В Петербурге Чокан установил научные связи с русскими учеными, исследователями Востока, особенно с редактором ведомостей «Русского географического общества» профессором А. Н. Бекетовым. В квартире Ч. Валиханова частыми гостями были В. Б. Григорьев, Е. П. Ковалевский, В. П. Васильев, И. И. Захаров. В Петербурге Чокан пишет статьи в научные, художественные журналы, в энциклопедию. 
Однако вскоре Чокан заболел туберкулезом. Болезнь стала прогрессировать, и по совету врачей весной 1861 года он вернулся в родные края. В 1862 году он согласился стать старшим султаном Атбасарского округа. «Согласился стать старшим султаном с целью помочь соотечественникам защитить их от произвола чиновников и казахских баев. Самое первое, что я преследую – на своем личном примере показать землякам, что образованный старший султан может принести больше пользы», – пишет он в письме Ф. Достоевскому.
В 1865 году Чокана не стало, ему было всего 30 лет. 


Валиханов – единственный ученый из казахов, получивший еще в XIX веке мировое признание. Прожив короткую, но яркую жизнь, он обогатил науку ценными исследованиями по истории, этнографии, культуре, экономике и физической географии Казахстана, Киргизии, Средней Азии, южной Сибири и Восточного Туркестана. Однако Чокан не только блестящий ученый, он – основоположник научной истории казахского народа. Его труды вошли в золотой фонд казахстанской историографии. Этнографические зарисовки Чокана, его исторические исследования сохраняют свою ценность, а некоторые из них, например о шаманизме среди казахов, остаются непревзойденными по настоящее время. 
Уверенное определение Ч. Валихановым времени и причин формирования казахского этноса не может не вызвать восхищения его проницательностью, учитывая не очень высокий уровень самой исторической науки в середине XIX века, не говоря уже о состоянии казахстановедения.
Для правильного понимания и изучения отечественной истории принципиальное значение имеют замечания Ч. Валиханова о ногаях, жузах, Золотой Орде. По Валиханову, три народа – казахи, ногайцы и узбеки – образовались после падения Золотой Орды и Джагатайского улуса. Они являлись составными частями единой тюркской этнической общности, получившей в восточной литературе название «узбек». Более правильное название этой общности было «ногайлы», что засвидетельствовано в народных преданиях, поэмах, песнях казахов, ногайцев, каракалпаков, киргизов. 
Из трех народов (казахов, узбеков, ногайцев), имевших общее происхождение, наиболее близкими были казахи и ногайцы: они жили на общей территории и судьба их неразделима. Что касается узбеков, то они, завоевав Среднюю Азию, постепенно смешались с местным оседлым тюркским и таджикским населением и, сами переходя на оседлость, заметно отошли от своих прежних соплеменников – казахов и ногайцев. Время управления Джанибека (одного из основателей Казахского ханства) в 60-е годы XV века, когда две родные орды ногаев и казахов жили вместе, воспевается в казахских поэмах как Золотой век.
Примечательно, что Ч. Валиханов появление казахского народа, как и этнонима «казах», связывал непосредственно с Младшим жузом. Его интерпретация названия «Младший жуз» дает возможность правильного осмысления понятий «Старший» и «Средний» жузы. В термине «казак» Валиханов видел прежде всего его тюркское происхождение и «казак», по нему, означает не только беглеца, бродягу, но и возвышенность духа, здравость, и потому степняк гордился именем «казак» – свободного кочевника. Обширные казахские степи стали средоточием степных удальцов и батыров, искавших свободу и богатство в добычах. Он считал, что казачество началось и развивалось в Евразии и только потом перешло от тюрков к русским.


Валиханов подчеркивал, что в народных преданиях прямыми потомками казачествующих батыров, давших первичную самобытную жизнь союзу их, основываясь на древнемонгольском законе, по которому право на наследие родителей, на их имущество принадлежат младшему сыну или младшему члену семьи-кенже, почитают Меньшую (младшую) орду. Итак Младшая орда унаследовала «отчий шанырак», т. е. отчий дом, юрт. 
По словам Ч. Валиханова, в казахских исторических поэмах, легендах, песнях «атамекен» – земля предков – это междуречье Волги и Урала. Едиль и Жаик – это и есть русская Золотая Орда. Понятие «орда», по Валиханову, означало в обширном смысле слова место столицы хана, в тесном – его ставки. Золотая орда – золотой шатер и юрта, в которой сидел хан. Слова «ак орда», «кок орда», «сары орда» нужно принимать не как название улуса или юрта, а как название главной стоянки, резиденции ханов. 
Сказанное Ч. Валихановым о Младшем жузе дает основание утверждать, что Западный Казахстан был центром не только притяжения казахов, формирования казахского этноса, но и создания казахского государства.
Относительно времени образования жузов Ч. Валиханов придерживался мнения, что этот процесс был не единовременным актом, а весьма продолжительным: конец XVI – начало XVIII веков, названных им вторым периодом могущества казахского народа.


В основе оценки Ч. Валихановым феномена жузов, как и всего родового строя казахов, лежит право старшинства, подкрепляемого силой племени. 
«Сам порядок разделения, обусловливая собою право старшинства и силу племени, выражается правом физического первородства предка, имеет большое значение в их родовом праве и принимается совершенно в генеалогическом смысле; посему форма отношений орд к ордам и родов одной орды между собою соответствует правам кровного братства, а отношения родов к своей орде – отношение сына к отцу, к старшему роду старшей орды – отношениям племянника к дяде». 
Оригинальные и глубокие идеи и мысли Ч. Валиханова не были своевременно известны научной общественности, они остались в его черновых тетрадях совсем не обработанными, но и в этом виде имевшими большое научное достоинство. Такими они и были изданы гораздо позднее, в 1904 году в «Записках Русского Императорского Географического общества» по отделению этнографии, в 29-м томе, целиком посвященном сочинениям Ч. Валиханова. Проходит еще полвека, и в 60-х годах XX века великое наследие гениального сына казахского народа Ч. Валиханова было переиздано в его Полном собрании сочинений в пяти томах под редакцией академика А. Х. Маргулана. В 1987 году издательство «Наука» (Москва) выпустило в свет «Избранные произведения» Ч. Валиханова отдельным изданием. Выдающийся казахский ученый А. Х. Маргулан возвратил казахскому народу его великого и любимого сына – Чокана Чингисовича Валиханова. 
История не имеет сослагательного наклонения, однако если бы труды Валиханова были опубликованы при его жизни, то его по праву назвали бы основоположником научной истории казахского народа. В свои 30 лет, при уровне исторической науки XIX века, не имея профессиональной подготовки, Чокан Валиханов встал в один ряд с виднейшими светилами науки прошлого. Такое под силу только гению.

Владимир КОСЯЧЕНКО, Алматы




Искать похожие статьи: чокан, валиханова, казахского, казахов, валиханов, народа, чокана, году, истории, ученый

Оставьте свои комментарии