Уважаемый читатель!
Поделись интересной новостью со своими друзьями в социальных сетях!

14 - Алия Икамбаева

16 - Елена Кузнецова

17 - Сергей Шут

19 - Айымгуль Абилева

19 - Амангельды Бекмуратов

21 - Дмитрий Ройз

22 - Анна Куликова

26 - Андрей Фролов

28 - Галия Нурушкина

28 - Валентина Петрова

ГлавнаяВласть и дело ⇒ Депутат мажилиса рассказал о новшествах в строительном законодательстве

Депутат мажилиса рассказал о новшествах в строительном законодательстве

Строительная отрасль Казахстана – одна из самых бурно развивающихся. И, как в любом деле, в ней возникают проблемы, связанные в первую очередь с безопасностью и качеством строительных продуктов. А их решение требует исключительно законодательного регулирования. Об этом в интервью «Литеру» рассказал депутат мажилиса Парламента РК Серикжан Канаев. 


– Одной из заметных казахстанских примет являются новостройки. На некогда пустовавших участках стремительно вырастают жилые корпуса, объекты иного социального и промышленного значения. Казалось бы, дело налажено…
– Да. С каждым годом в стране растут объемы строительства, формируя тем самым свою долю в ВВП страны. Довольно ощутимый эффект оказывает государственная поддержка по реализации государственных программ. Люди строили и дальше будут строиться. Поэтому дальнейшее развитие строительства является ключевой экономической и политической задачей страны.  
Один из основных путей – дальнейшая либерализация строительной отрасли. С учетом этого группой депутатов мажилиса и был разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности». Мне довелось стать руководителем рабочей группы  по его рассмотрению и обсуждению в комитете мажилиса по экономической реформе и региональному развитию. В виде одноименного закона он подписан в конце минувшего года Главой государства. 
На первый взгляд все просто: фундамент, стены, потолок да крыша… Но есть и то, чем потом недовольны люди, и причем справедливо, однако иной раз концов и не найдешь. Так вот, прозрачность строительной отрасли, снижение административных барьеров и  обеспечение качественного проектирования и строительства объектов. Таково предназначение закона, инициированного непосредственно народными избранниками, связанными множеством нитей со своими гражданами. 
– Иначе говоря, депутатская инициатива проистекает из сегодняшней практики. Как могут изменить ее   законодательные нововведения?
 – Начну с самого начала. Законом предусматривается оптимизация процесса получения разрешений в сфере строительства, внедрение ресурсного метода определения сметной стоимости строительства, а также введение системы еврокодов вместо устаревших строительных норм и правил (СНиПов). 
Хочу обратить внимание, что вопрос о получении разрешительных документов на строительство в РК стоял очень остро. Застройщикам ранее приходилось тратить немало времени, чтобы получить необходимые документы. Это обстоятельство значительно сдерживало темп дальнейшего развития страны на пути вхождения в тридцатку самых конкурентоспособных государств мира. Ведь одним из индикаторов в рейтинге «Doing Business» как раз является «получение разрешения на строительство». Решением вопроса и послужило принятие единого нормативного правового акта, регламентирующего процесс прохождения всех разрешительных процедур в сфере строительства с применением принципа «одного окна». Конечно, это позволит убрать излишние отсылочные нормы и сократить сроки получения разрешений.
Теперь о предстоящем внедрении ресурсного метода определения сметной стоимости строительства. Введение нового метода ценообразования в строительстве позволит определять сметную стоимость строительства объектов в текущих ценах с реальной рыночной стоимостью материалов и оборудования по всем 16 регионам страны. И наряду с этим реальную заработную плату работников строительной отрасли, а также обеспечить оперативное обновление сметно-нормативной базы новыми материалами, оборудованием и технологиями. Таким образом, ресурсный метод является наиболее точной и гибкой системой, которая достаточно оперативно меняется с изменениями условий рынка.
– План нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства напрямую затрагивает строительную отрасль. Как сопряжен с этим депутатский закон?  
– Действительно, реформы, обозначенные в Плане нации, предусматривают смену устаревшей советской системы нормативов в строительной отрасли. Так, внедряется система еврокодов взамен устаревших строительных норм и правил (СНиПов), применяемых с советского периода. Переход на новую нормативную базу позволит применять инновационные технологии и материа­лы, повысить конкурентоспособность казахстанских специалистов на рынке строительных услуг. Это создаст возможность для выхода казахстанских компаний на зарубежные рынки услуг в сфере строительства, а также устранит технические барьеры для привлечения иностранных инвестиций в строительную отрасль страны. Данное обстоятельство направлено на интеграцию Казахстана в мировую экономическую систему посредством гармонизации систем и процессов с практикой экономически развитых стран мира.
– Есть ли еще нормы в депутатском законе, меняющие приоритеты в строительной сфере? 
– Остановлюсь на простой житейской практике, бытующей в нашей среде. Исходя из нее, депутатским законом в целях недопущения случаев незаконного переоборудования и перепланировки помещений, а также обеспечения безопасности объектов недвижимости повышен размер денежных взысканий за данное действие. А чтобы, к примеру, придать единый архитектурный облик столице, внедряется механизм по замене фасадов низкого качества за счет средств местного бюджета.
– Как известно, закон хорош своим исполнением. Какие в таком случае предусмотрены в новом акте формы контроля?
– Депутаты проработали соответствующие нормы. Внедряются, к примеру, новые инструменты регуляторного воздействия, такие как аттестация инженерно-технических работников, аккредитация центров по аттестации инженерно-технических работников, инжиниринговых компаний по управлению проектами строительства, юридических лиц, осуществляющих технический надзор и техническое обследование надежности и устойчивости зданий и сооружений. Такие меры вводятся в целях обеспечения качества строительства, а также гармонизации разрешительных процедур стран–участниц ЕАЭС в рамках создания единого рынка услуг.
Помимо того, предусмотрено совершенствование экспертной деятельности путем отказа от двухстадийного проектирования. И, наряду с этим, исключение проведения отраслевых экспертиз поэтапно в режиме экспертного сопровождения. Потому что это противоречит принципу «одного окна» при проведении комплексной вневедомственной экспертизы проектов.
– Строительное дело – одно из самых древних и в то же время самых сложных…
– А потому внесенные парламентариями изменения и дополнения в законодательство своевременны и актуальны. И помимо всего вышесказанного, нововведения помогут повысить культуру сегодняшнего строительства, улучшить инвестиционный климат во всей строительной отрасли. 

 

Кстати

За 11 месяцев 2015 года в сферу строительства направлено 651,3 млрд тенге инвестиций, в том числе 524,2 млрд тенге, или 80,5 процента – это частные инвестиции. Объем инвестиций за 11 месяцев 2015 г. составил 113,6 процента к соответствующему периоду 2014 года. При годовом плане 7,1 млн кв. метров жилья за  11 месяцев введено в эксплуатацию 7,7 млн кв. метров жилья. Это на 21,7 процента больше, чем за аналогичный период 2014 года. Это позволило в целом по республике улучшить жилищные условия более 66,4 тыс. семей.




Искать похожие статьи:

Оставьте свои комментарии