Уважаемый читатель!
Поделись интересной новостью со своими друзьями в социальных сетях!

14 - Алия Икамбаева

16 - Елена Кузнецова

17 - Сергей Шут

19 - Айымгуль Абилева

19 - Амангельды Бекмуратов

21 - Дмитрий Ройз

22 - Анна Куликова

26 - Андрей Фролов

28 - Галия Нурушкина

28 - Валентина Петрова

ГлавнаяОбщество ⇒ Эксперты анализируют качество отечественной системы среднего образования

Эксперты анализируют качество отечественной системы среднего образования

О регрессе среднего образования в Казахстане красноречиво свидетельствуют результаты международных исследований разных лет. Достаточно изучить «успехи» наших школяров в двух общемировых тестах – это PISA, который оценивает грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике (проходит раз в три года), и TIMSS – исследование по определению уровня и качества математического и естественно-научного образования учащихся 4-х и 8-х классов (один раз в четыре года). И если в первый год участия в тестах отечественные школьники демонстрировали неплохие знания, входя в десятку лучших, то спустя несколько лет скатились на десятки позиций вниз. Почему, несмотря на непрекращающиеся реформы в системе среднего образования, направленные в первую очередь на совершенствование сферы, знания школьников не только не улучшаются, но и, напротив, с каждым годом становятся хуже?  За ответом на данный вопрос мы обратились в Академию педагогических наук Казахстана, специалисты которой изучили данную тенденцию и представили свою программу развития среднего образования, рассчитанную на 15 лет.


Ученые первым делом, объясняя свои наработки, поясняют, что их концепция – это ни в коем случае не новая государственная программа или же ее заменитель. Всё, что сегодня специалисты Академии представляют для принятия во внимание правительством в деле дальнейшего совершенствования среднего образования, подготовлено на основе «Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы», это дополнительные пошаговые программы действия.

 

Идём на понижение!

В 2007 году казахстанские четвероклашки впервые приняли участие в TIMSS, тогда их результаты – 5-е место по математике и 11-е по естествознанию – весьма порадовали. Однако спустя четыре года учащиеся 4-го класса по тем же предметам заняли соответственно 27-е и 32-е места, а учащиеся 8-го класса, те самые четвероклашки 2007 года, заняли 17-е и 20-е места! Почему качество образования за какие-то четыре года так сильно упало и продолжает падать? 
– В 2011 году получив такие результаты, Министерство образования и науки РК вместо того, чтобы проанализировать ситуацию, разъяснить ее всему народу, попросту проигнорировало столь печальный факт, – отметил президент Академии педагогических наук Казахстана Аскарбек Кусаинов. – То же самое произошло и с результатами исследования PISA в 2009 и 2012 годах. За эти годы 15-летние учащиеся по читательской грамотности заняли 59-е и 63-е места соответственно, по математической грамотности – 53-е и 49-е места, а по естественно-научной грамотности – 58-е и 52-е места. Эти результаты оказались намного ниже, чем средний результат по странам ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). МОН, к большому сожалению, также не разъяснило и эту ситуацию.
По словам президента Академии педнаук, на сегодняшний день, судя по результатам ЕНТ, далек от высокого уровня и внутренний показатель качества образования. «Для того, чтобы улучшить эти показатели, начиная с 2012 года 25–30 процентов выпускников школ не допускаются к сдаче экзаменов. А если добавить к этим показателям еще и тех, кто не преодолел пороговый уровень тестов, то можно убедиться в том, что качество образования остается низким», – заметил Аскарбек Кабыкенович.

 

Как знают, так и работают

Как отмечают ученые-педагоги, складывающая ситуация в среднем образовании наносит серьезный вред развитию страны в целом. Сегодня уже все отрасли промышленности ощутили результаты снижения качества школьного образования. «Человек, который не получил хорошее образование в школе, не может стать квалифицированным специалистом. Это в свою очередь приводит к дефициту кадров, что в свою очередь приводит к снижению человеческого капитала. Таким образом, повышение качества среднего образования становится одной из актуальнейших проблем. Это заставило нас, членов Академии педагогических наук, серьезно об этом задуматься. Чтобы определить причины снижения качества образования и затем начать работу над повышением его качества, мы провели свои исследования. Сначала, изучая результаты PISA, TIMSS, PIRLS за последние 10–12 лет, определили страны-призеры, учащиеся которых стабильно показывают высокие результаты, затем изучили исследования ученых других стран», – сообщил Кусаинов.  
Результаты тщательного исследования лишь подтвердили мнение ученых о том, что система образования является сложной комплексной системой и состоит, как и другие сложные системы, из многих составляющих (подсистем). И поэтому, чтобы повысить качество образования, необходимо повысить качество всех ее составляющих. Речь идет и о качестве стандартов и учебных программ, и о качестве учебной литературы, а также профессионализме педагогических кадров, мониторинге образования и так далее. Ученые тщательно рассмотрели проблемы каждой составляющей. Вот, допустим, чтобы при переходе на 12-летнее образование качество получения школьниками знаний повышалось, специалисты рекомендуют сделать занятия в школах ориентированными на результат с формированием компетенции учащихся. Чтобы ученики полученные знания могли применять, связывая их с реальной жизненной ситуацией. Такое содержание образования в течение многих лет используется в таких странах, как Япония, Южная Корея, Сингапур, Финляндия, где достаточно высок уровень качества среднего образования.

 

Планы на лучшее

В ходе большого исследования ученым академии также удалось выяснить, что страны-лидеры в области образования уделяют особое внимание воспитанию творческой, духовно богатой и интеллектуально развитой личности, умеющей сохранять и приумножать духовное наследие поколений, определять национальные приоритеты. В этих странах около 50 процентов учебной нагрузки в учебном плане начального образования уделено изучению предметов, формирующих духовно-нравственные ценности и физические качества учащихся. Для сравнения: в наших учебных планах 12-летней школы на изучение этих предметов уделено менее 40 процентов нагрузки.
– Великий мыслитель Мишель Монтень подчеркивал: «Величайшее недомыслие – учить наших детей науке о звездах раньше, чем науке об их собственных душевных движениях», – напомнил изречение французского философа эпохи Возрождения Аскарбек Кабыкенович. – В Казахстане исторически идеи образования всегда опирались на прочные духовно-нравственные ориентиры. Самобытная духовная философия казахов пронизана любовью к родной земле, мудростью, терпимостью. Но, к большому сожалению, на основе объективных и субъективных причин многие ценности у нас потеряны, забыты и идеологизированы. В последнее время не уделяется достаточное внимание духовно-нравственному воспитанию молодежи. Основной упор делается на получение образовательных достижений, то есть сдачу экзаменов и получение хороших оценок.
Чтобы повысить качество среднего образования, необходимо также провести научно-исследовательские работы, исходя из поставленных целей, так как уровень развития качества системы образования зависит от уровня достижений педагогической науки. По словам ученых, в последнее время на подобного рода исследования финансовые средства выделяются по остаточному принципу. 
– Можно сказать, что практически не исследованы проблемы по переходу на 12-летнее образование, – сообщил Кусаинов. – А ведь научно-исследовательские и экспериментальные работы должны быть проведены в опережающем режиме, чтобы их результаты своевременно были использованы в реальной практической деятельности. 
Все выработанные рекомендации группы ученых вошли в разработанные проекты концепции и комплексной программы развития качества среднего образования Республики Казахстан на 2015–2029 годы. На основе поступивших предложений и замечаний эти проекты были доработаны и представлены в правительство страны. Дополнительные пошаговые программы, направленные на повышение качества среднего образования, будут реализованы в два этапа: 2015–2017 и 2018–2029 годы. На первом этапе будут подготовлены новые стандарты и учебные программы, а также проведены комплексные подготовительные работы по обеспечению качественного перехода 1-го и 2-го классов на новые стандарты 12-летнего образования. На втором этапе ежегодно будут проводиться комплексные работы по переходу с 3-го класса на 12-летнее образование и повышению качества образования с 1-го по 12-е классы.
Кстати, по словам авторов новой концепции, данная программа дополнительных бюджетных средств не требует, она будет осуществлена в пределах выделяемых средств из республиканского бюджета в МОН РК, а также в пределах средств, выделяемых ежегодно из соответствующих местных бюджетов на развитие системы общего среднего образования.

 

Кстати

Ученые сообщают, чтобы повысить качество образования, необходимо повысить качество всех его составляющих. Это заключение вкратце можно записать таким образом: Кобр= Кст + Кл + Кппк + Кмо + Кв + Книр + Купр (Кобр – качество образования, Кст – качество стандартов и учебных программ; Кл – качество учебной литературы; К ппк– качество профессионализма педагогических кадров; Кмо – качество мониторинга образования; Кв – качество духовно-нравственного и патриотического воспитания; Книр– качество и эффективность НИР в области образования; Купр – качество системы управления). Таким образом, при переходе на 12-летнее образование, системно не обеспечив качество всех составляющих, невозможно повысить качество образования.

 

Факты

Доказано, что качество образования не может быть выше качества работающих учителей, и единственным способом улучшения результатов обучения является улучшение преподавания. Выявлено, что одно неправильное кадровое решение может привести к 40 годам плохого преподавания. Поэтому в странах-призерах в области образования в начальных классах в основном преподают магистранты и их готовят к проведению занятий так, как готовят хирургов к проведению операции.

Оксана ЛЫСЕНКО, Алматы

 




Искать похожие статьи:

Оставьте свои комментарии