Уважаемый читатель!
Поделись интересной новостью со своими друзьями в социальных сетях!

14 - Алия Икамбаева

16 - Елена Кузнецова

17 - Сергей Шут

19 - Айымгуль Абилева

19 - Амангельды Бекмуратов

21 - Дмитрий Ройз

22 - Анна Куликова

26 - Андрей Фролов

28 - Галия Нурушкина

28 - Валентина Петрова

ГлавнаяОбщество ⇒ Евразийский канал – инструмент мира

Евразийский канал – инструмент мира

Выступая на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Президент Казахстана Н. Назарбаев очень остро поставил вопрос восстановления доверия в международных отношениях, укрепления мира и безопасности на планете.

 

Человечество, по его мнению, должно перейти от рутинного предупреждения и преодоления последствий войн и конфликтов к новой стратегии развития, которая делала бы их бессмысленными. ХХI век должен стать столетием мира. Для этого наш Глава государства предложил к столетию ООН разработать коллективный План глобальной стратегической инициативы – 2045. Его смысл – придать миру новый тренд развития на основе справедливых условий доступа всех наций и государств к мировой инфраструктуре, ресурсам и рынкам. 

Выступление Н. Назарбаева – это не только глубокое размышление авторитетного политика, но и целый свод предметных предложений путей решения проблем и угроз, возникших перед цивилизацией. По моему убеждению, это пассионарный манифест суверенного Казахстана.
В контексте этого выступления Елбасы следует рассматривать и другие инициативы Н. Назарбаева, в частности возрождение Великого шёлкового пути и превращение Казахстана в современный высокотехнологичный, наполненный высоким гуманитарным измерением, международный транзитный коридор. В сжатые сроки у нас была диверсифицирована система транспортировки, к примеру, углеводородов, включая магистральные трубопроводы, железнодорожные и морские перевозки.
Но ведь не одной нефтью богата наша страна: у нас огромный потенциал в агропромышленном секторе. Производство продовольственного и фуражного зерна, чёрных и цветных металлов и т.д.
В ходе недавнего визита Н. Назарбаева в КНР достигнута договорённость о возможности эффективного сотрудничества по реализации программы «Экономический пояс Шёлкового пути» и программы «Нұрлы жол». Были подписаны соглашения о реализации более 20 проектов на общую сумму 25 млрд долларов. При этом следует сказать, что подобное сотрудничество будет стимулировать более масштабное региональное сотрудничество. По данным, прозвучавшим в выступлениях на Х Евразийском энергетическом форуме в Астане 29 сентября т.г., запасы нефти и газа в странах, расположенных вдоль предполагаемого маршрута «одного пояса – одного пути», составляют 57,8 и 75,5 процента от общемировых запасов. А по объёму добычи на их долю приходится 58 процентов нефти и 53,3 процента газа от мировых объёмов. Это подтверждает, что страны, входящие в программу, дополняют друг друга и обладают прочной основой для взаимовыгодного сотрудничества. Разве это не есть та экономическая база, которая сможет служить надёжной скрепой в обеспечении мирного развития государств, расположенных в этом регионе планеты?
На встрече с премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном Н. Назарбаев сказал: «К настоящему времени из Казахстана проложены автомобильная дорога в Россию, железная дорога через Иран в Персидский залив, созданы морские порты на Каспийском море, через Хоргос соединены все государства Центральной Азии. Можно с уверенностью говорить, что участок нового Шёлкового пути через Казахстан готов». 
Недавно в Алматы прибыла международная экспедиция для участия в конференции «Мост дружбы и сотрудничества Великого шёлкового пути». На ней отмечалось, что в истории этого уникального явления были и взлёты, и падения. В XV и XVI веках Шёлковый путь был в забвении. Сейчас, в условиях современности, начинается экономическое и культурно-историческое возрождение. Этому способствует и созданный по инициативе Казахстана Евразийский экономический союз. По мнению Н. Назарбаева, Казахстан должен стать своеобразным мостом между Европой и Азией, крупнейшим транзитным хабом Центрально-Азиатского региона.
Важнейшим звеном в сложной транспортной инфраструктуре «Нового Шёлкового пути» станет Евразийский водный канал. Его проект уже разрабатывается. Полагаю, что проект геополитического обоснования строительства этого мегаобъекта не вызывает больших сомнений. Ведь развитие экономики невозможно без наращивания транспортных артерий. Будущее современного мира и, в частности, Евразийского региона будет связано с принятием нового мировоззрения об автотрофности, провозглашённой В. И. Вернадским в 1927 году. Идея автотрофности связана с неизбежным переходом к технологиям,  в том числе в экономике, торговле, сотрудничестве для благоприятного проживания людей.
Предполагаемый глубоководный канал –  благо прежде всего для людей. И не только для территорий Российской Федерации, через которые пройдёт водный маршрут: это и дополнительные рабочие места,  и ещё один источник налоговой базы,  и улучшение логистической инфраструктуры и т.д. Это чрезвычайно выгодно и для Казахстана:  мы будем иметь по водоканалу через Каспий выход в Чёрное море. Такую возможность получат Китай, с его огромным экспортным потенциалом в Европу,  Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и другие государства этого региона. 
При этом надо всегда учитывать не только экономический и финансовый результаты. Это, что называется, само собой разумеется. Новый водный канал «Евразия»  – это ещё и водная артерия дружбы и сотрудничества народов. Канал может стать инструментом гуманитарного объединения и транспортной территорией толерантности.
При современных технологических возможностях, наличии совершенных механизмов задача строительства водоканала вполне выполнима. Тем более, если заглянуть в историю строительства подобных сооружений, можно убедиться, что каких-либо препятствий на пути к реализации этой инициативы нет. Ещё в VII веке до н.э. был построен Коринфский канал,  названный в честь греческого города, соединяющий два крупных залива – Коринфский и Саронический. Мостом двух Америк называют Панамский канал, являющийся шедевром с инженерной точки зрения. Он соединяет два океана – Атлантический и Тихий. Протяжённость канала – 77 км. Он был открыт в 1920 году. Одним из самых известных на планете каналов является Суэцкий. Его протяжённость – 163 км, максимальная ширина – 60 метров, а глубина – 20 метров. 
Среди многочисленных каналов, находящихся на территории России, самым известным является Беломоро-Балтийский. Его длина составляет 227 км, ширина до 40 метров, а глубина – четыре. Строили канал менее двух лет. И это при отсутствии эффективной техники, почти вручную. Августовский канал соединяет две реки – Вислу и Неман – и располагается на территории двух государств – Беларуси и Польши. Первые суда прошли по каналу в 1839 году. Его длина – 101 км. Можно приводить ещё десятки примеров, подтверждающих необходимость, выгодность и возможность строительства Евразийского канала.
Повторюсь: канал может стать не только водной артерией, по которой будут доставлять товары, продукты питания, нефть, уголь, зерно и другие товары. Он обязательно станет артерией дружбы и взаимопонимания. 
Величие нашей страны определяется её пассионарностью и комплиментарностью, народным духом добрососедства и всеказахстанской отзывчивостью.
Главная ценность предложенной инициативы Н. Назарбаева  состоит не столько в предполагаемом огромном товарообороте между странами, сколько во взаимопроникновении и взаимообогащении народов, непохожих цивилизаций и культур. А это очень важно. Особенно сегодня.

Анатолий БАШМАКОВ, 

акдемик КазНАЕН, 

доктор экономических наук




Искать похожие статьи:

Оставьте свои комментарии