Уважаемый читатель!
Поделись интересной новостью со своими друзьями в социальных сетях!

3 августа - Галина Воробьева

5 августа - Евгения Кочевая

6 августа - Федор Денисенко

15 августа - Данаш Хамзина

15 августа- Евгения Ржавцева

20 августа - Анна Потеряева

27 августа - Баня Калиева

27 августа - Арайлым Смагулова

28 августа - Виталий Власенко

29 августа - Ульяна Ашимова

ГлавнаяОбщество ⇒ Нелёгкая судьба борца за справедливость

Нелёгкая судьба борца за справедливость

Немногие знают об Ахмете Жантелине – одном из членов партии «Алаш». Его имя запрещалось упоминать во времена Советского Союза наряду с именами других борцов за национальную независимость. Только после обретения страной суверенитета стали известны такие деятели, как А. Байтурсынов, А. Бокейханов, М. Дулатов, Ж. Тилеулин, М. Жумабаев и С. Торайгыров. 
К сожалению, о Жантелине упоминаний нет. 


Мы обратились к его дочери, кандидату наук в области сельского хозяйства, тыловику и ветерану труда Аиде Ахметкызы, чтобы пролить свет на личность Ахмета Жантелина.
Ахмет Жантелин родился в 1875 году в семье Жантели Тегисова в ауле Карагай Кызылжарского уезда Акмолинской губернии. Получив основы письма у сельского муллы в 1902–1906 гг., он обучался в татарском медресе «Расулия» города Троицк Курганского уезда. Часто посещал богатую библиотеку медресе, что помогло ему расширить кругозор и стать одним из лучших учеников. Во время учебы Ахмет писал статьи о проблемах казахского народа, которые печатались в газетах «Улфат» и «Уакыт» в городе Казани. Также активно участвовал в политической жизни страны. 
17 января 1906 года вышел царский указ о Государственной думе. После чего кандидаты в Думу стали встречаться с народом, рассказывая о своих будущих рабочих планах. Ахмет тоже пристально следил за выборами. В своей статье в газете «Уакыт» он поднял вопрос отсутствия казахского представителя в Думе. В результате вскоре в этот орган включили А. Бокейханова и Ж. Акбаева. Они наряду с Жантелиным открыто говорили о несправедливости в обществе и опасности колониальной политики России, за что их посадили в тюрьмы Семипалатинска и Петропавловска.
Ахмет выступал против Столыпинской реформы, объясняя это тем, что создаются условия для свободного заселения пришлых людей на самые плодородные земли казахского народа. Его оппозиционерами в этом вопросе стали местные чиновники, о чем были напечатаны статьи в местных газетах.
В 1906 году в газете «Уакыт» Жантелин от имени всех казахов также написал письмо о проблемах народа Большому Собранию в Оренбурге, в котором просил восстановить разрушенные мечети и медресе на казахской земле и вернуть казахскому народу земли от Иртыша, Ишима и Тобола до Янка, а также упомянул необходимость помощи аулам, пострадавшим от пожаров. Ахмет предлагал пути решения этих проблем, которые включали: возврат земель, присвоенных пришлыми людьми их владельцам, и узаконивание их на праве собственности, выдача каждому казаху 30 десятин земли, прекращение продажи земель. 
В 1907 году он строит школу в своем родном ауле Карагай, несмотря на то что сам учился в медресе. Привозит парты, доску, мел, учебники и тетради из Коргана, который находился в 300 километрах от аула. В учебное заведение принимались местные дети, сироты и дети из бедных семей. Жантелин сам составлял школьную программу. Он пригласил опытных и сильных учителей из Татарстана, Башкирии и России, среди которых был его друг Хасен Халве, учившийся вместе с ним в Троицке. Со временем народ приходит к пониманию необходимости знаний. Аул Ахмета становится учебным, куда приезжали даже дети из отдаленных регионов. Ежегодно пять из таких приезжих детей останавливались дома у Ахмета. Немало учеников, окончивших школу Ахмета, стали учеными, промышленниками и уважаемыми членами партии.
Впоследствии некоторые аулы тоже открыли свои школы и стали обучать детей грамоте. Жантелин всегда искал новые пути развития такого благого дела. 


«Среди казахов нет докторов наук, адвокатов, ученых, депутатов Государственной думы. Мы должны достигнуть такого уровня, чтобы взрастить таких людей. Некоторые консерваторы думают, что, несмотря на стремление получить знания, азиаты – это отсталый народ. Поэтому мы должны воспитать целеустремленных детей в духе патриотизма», – делился своим мнением Ахмет Жантелин в 1912 году в журнале «Айкап». Эти строки также прозвучали в его статье «Казахская школа», опубликованной в газете «Казах» (67-й тираж) в 1914 году. В этой статье поднимался вопрос организации школ в каждом ауле. «3-летней программы недостаточно, необходима 5–6-летняя. В Татарии рядом со школой есть медресе, куда ученик может пойти учиться дальше, а у нас даже такого нет. Русские после школы продолжают получать знания в гимназиях. Наши же ученики, получив 5–6-летнее основательное образование, могут стать учителями. Мы должны готовить сильных учителей для такой цели. Было бы хорошо, если наши ученики, по возможности, продолжали получать знания в русских школах. С этой целью нужно построить большую школу, в которой должны преподавать образованные учителя, и учебные пособия должны соответствовать данной цели и обеспечивать различные методы углубленного обучения», – писал автор.


Жантелин много писал о школьном образовании и воспитании. По его мнению, ученикам необходимо прививать правильное мировоззрение, воспитывать их интеллигентными людьми, нацеленными на прогресс. Он мечтал, чтобы подрастающее поколение воспитывалось патриотами, озабоченными свободой и независимостью своей страны. Ахмет Жантелин хорошо знал таких прогрессивно мыслящих личностей, как М. Дулатов, М. Жумабаев. Он поддержал идею партии «Алаш» и внес свою лепту в работу этой партии. 
Можно без преувеличения сказать, что Жантелин был первым человеком, которого глубоко заботила судьба людей, живущих в Кокчетавском и Кызылжарском уездах. Он также внес свой вклад в открытие курсов по повышению квалификации учителей, преподающих в казахских школах. Директором этих курсов назначается М. Жумабаев, который также заведует материальной и организационной базой данных курсов. Эти курсы закончил и Сабит Муканов.
Ахмет печатался и в первом политическом журнале «Айкап», который выходил в городе Троицке в 1911–1915 гг. Он поднимал вопросы самоуправления, земельные, вопросы о необходимости гражданского права и просвещения. Благодаря своим талантам, красноречию, активной общественной позиции, правдивости, которая стала широко известна в те времена, он познакомился и подружился с лидерами партии «Алаш» А. Бокейхановым, А. Байтурсыновым, 
М. Тынышбаевым, М. Жумабаевым, Ж. Тилеулиным, А. Рамазановым и другими. Их объединяла общность целей, и они всегда поддерживали друг друга. Известный писатель Сабит Муканов описывает эти времена в своей книге «Школа жизни». «Ахмет Жантелин активно затрагивал социальные проблемы в своих статьях, которые печатались в журнале «Айкап», газетах «Казак» и «Жас казак». Жители всех аулов прислушивались к Ахмету, и даже старшие считались с его мнением», – пишет поэт.


В 1921–1924 гг., после прихода советской власти, Ахмет стал работать в народном суде села Преснов, бывшего аула Тонкерыс, но продолжал писать статьи в газеты и журналы, затрагивая вопросы правильного деления водных, земельных, лесных наделов и вопросы расселения. 
Во второй половине 20-х гг. снова сгустились тучи над Ахметом, советская власть посадила его в тюрьму, обвинив в национализме. В 1932 году по приговору ОГПУ было возбуждено дело против Жантелина, и его лишили свободы на пять лет, сослав за пределы Казахстана. Будучи образованным и политически грамотным, Ахмет доказал свою невиновность и приехал в Алматы в 1934 году. Зная сложности того времени, Ахмет создал все условия, чтобы его подросшие дети, изменив фамилии, поступили в вузы Москвы, Ленинграда и Алматы, чтобы его родные и близкие могли избежать репрессий. Понимая политическую ситуацию в стране, он в скором времени направляется в город Макушино Челябинской области России. Но и здесь его не оставляют в покое, он замечает, что за ним ведется слежка. В 1937 году он сжигает все свои ценные вещи и ночью уезжает в тайгу, в Сибирь. Его дочь Аида вспоминает эти времена: «Мы приехали в колхоз «Благодатное» Казанского района Тюменской области. Я тогда была в сознательном возрасте. Помню, спрашивала его, почему мы бежали, а он сказал тогда, что не боится ни пули, ни смерти, но политическая ситуация в стране его сильно беспокоит, и он вынужден покинуть свою родину и скрываться в сибирской тайге, чтобы его детей не называли врагами народа».


Семья Ахмета жила в этих местах вплоть до 50-х гг. Но он активно следил за ситуацией в стране. Старшая дочь Зуркен присылала ему газету «Социалистический Казахстан». Ахмет был удостоен звания почетного жителя села. Трое его детей пали на фронте смертью храбрых. В 1947 году скончалась жена Каратай, оставив его одного с двумя дочками, Аидой и Толкын, и сыном Кийикбаем. Ахмет Жантелин, на долю которого выпали тяготы российского царства и советской власти, скончался в 1950 году в той самой тайге.
Мырзахан Мухамеджанов подтверждает написанное в воспоминаниях: «Ахмет Жантелин остался в памяти многих как интеллигентный человек. Он одевался в европейском стиле и был известен своим красноречием. Очень умный и сдержанный человек, умел ладить с людьми. В 1924 году я встретился с ним второй раз в отделе земельных вопросов губернии по делу использования казахских земель. Неустанно проявлял заботу о народе. Он немало потрудился, чтобы освободить казахов от земельного налога. Это его идея – освободить от налога малоимущих на 5 лет, среднедостаточных – на 3 года, а землевладельцев – на 1 год. Тогда я понял, что он настоящий демократ». Известный ученый, академик Евней Букетов говорил: «Ахмет Жантелин – уважаемый человек нашего округа. В 1936 году, во времена голода, он приходил к нам домой и долго беседовал с моим отцом. Благодаря отцу я стал ученым, отец же последовал совету Жантелина, который помог многим и советом, и делом».
Только в 1989 году были сняты все необоснованные обвинения с Ахмета Жантелина, который пострадал от царской России и СССР. Его дети и внуки всегда с гордостью вспоминают своего предка, члена партии «Алаш», боровшегося за свободу и независимость своего народа.

Жексембай АЛПАРОВ 




Искать похожие статьи: году, ахмет, жантелин, ахмета, партии, времена, медресе, должны, детей, дети

Оставьте свои комментарии