Уважаемый читатель!
Поделись интересной новостью со своими друзьями в социальных сетях!

3 - Наталья Балашова

4 - Сагандык Маугузин

5 - Алма Жусупова

8 - Анна Пенькова

10 - Серик Муканов

11 - Иван Моор

17 - Лев Калантырев

18 - Ольга Попова

20 - Василий Манзя

20 - Аслан Нурсеитов

22 - Болат Кожахметов

23 - Самат Шаймерденов

27 - Жулдыз Зейтенова

26 - Юлия Исакова

29 - Лариса Морозова

30 - Назерке Турсунова

30 - Акерке Кабыкеева

ГлавнаяОтечество ⇒ ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – САМОЛЕТЫ…

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – САМОЛЕТЫ…

Пора в путь - дорогу
Военные летчики были любимыми героями в кинофильмах.«Первым делом, первым делом – самолеты. Ну, а девушки, а девушки потом», – пел герой Николая Крючкова в известном фильме «Небесный тихоход», снятом в 1946 году. А эти строки:«Мы выпьем раз, мы выпьем два за наше славное У-2,Но только так, чтоб не болела голова.Пора в путь дорогу, дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идем.Над милым порогом качну, любимая, тебе крылом…».Командиром стрелкового взвода 128-го полка особо скоростных бомбардировщиков был Иван Воронецкий, награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда». Александр Храбрых из Петропавловска – штурман 121 бомбардировочного полка 189-й авиадивизии – вырос в годы войны от сержанта до подполковника. Был награжден двумя орденами Красной Звезды, Отечественной войны двух степеней, орденом Красного Знамени, медалями «За освобождение Варшавы», «За освобождение Белграда», «За взятие Вены», «За взятие Будапешта». Имена обоих есть в книге «Солдаты Победы».Летчиком 10-й дальнеразведочной эскадрильи 93-го авиаполка был Владимир Васильев из Петропавловска, награжден орденами Отечественной войны двух степеней, двумя орденами Красной Звезды, медалями: «За освобождение Праги», «За взятие Берлина». Имя Владимира Ксенофонтовича – в книге «Солдаты Победы».
АНДРЕЙ БУГАЕВ – ЛЕТЧИК И ЖУРНАЛИСТ
Первый военный летчик, с которым мне довелось познакомиться, был А. Л. Бугаев – заведующий сельхозотделом газеты «Ленинское знамя». Андрей Леонтьевич с юношеских лет занимался спортом, был многоборцем, чемпионом Казахстана по лыжам, маршировал со знаменем Казахской республики на всесоюзных парадах, прыгал с парашютом, занимался боксом и альпинизмом. Перед войной по призыву военкомата он, учитель истории и физкультуры, направился в авиационное училище г. Энгельса.Свой первый полет курсант Бугаев помнил долгие годы:«В первые минуты полета от восторга дух захватило – «Ура! Я лечу!». Голубое небо бесконечно. Внизу – зеленая земля. Вдруг земля стала быстро вращаться и «прыгать». Инструктор заметил мою растерянность и напряжение и сразу сказал, что смотреть надо не вниз, а на горизонт, тогда увидишь, что это кренится самолет и его надо выравнивать. В общем, первый полет прошел нормально, а вскоре я уже летал самостоятельно»…Получив диплом летчика, Андрей даже не успел съездить в родную Волошинку.  Началась война. Против советских летчиков, многие из которых еще не освоились в воздухе – не хватало практики, – воевали асы Геринга, отличившиеся в Европе и Северной Африке. Вот так вспоминал Бугаев встречу с одним из них:«В мае 1942 года мы прочесывали Сухой Донец, куда гитлеровцы стали подтягивать технику. Мы шли в кильватере, когда на экипаж напали три «мессершмитта». Один из них в упор попытался расстрелять наш самолет, но я опередил гитлеровского стрелка. Самолет пошел вниз, однако спланировал. Летчик попал в плен и тут же попросил, чтоб его познакомили со стрелком, сбившим его машину, то есть со мной. Встреча эта состоялась под Ростовом. Рослый немец с зелеными нашивками на форме оказался фабрикантом из Бремена. Он не раз летал через Ла-Манш, бомбил английские города, а в России со второго вылета попал в плен. Он подарил мне швейцарские часы, вероятно, признав достойным противником»…Досрочно демобилизованный из армии по ранению, военный летчик Андрей Бугаев в 1944 году стал журналистом. Это был удивительно стойкий человек. Выбросившись с парашютом из горящего самолета, прошитого пулеметной очередью, он потерял сознание и, ударившись об землю, повредил позвоночник. Это осталось на всю жизнь. О том, как трудно ему было трястись в редакционном газике по бездорожью, как болела спина, знала только его жена Клавдия Михайловна, медсестра, которая выхаживала его в больнице. А коллеги за все годы не слышали ни одной жалобы.Когда герой Леонида Быкова – командир эскадрильи Титаренко - в любимом всеми фильме «В бой идут одни старики» - говорит молодым летчикам, что «сверху небо голубее и трава зеленее», я вспоминаю рассказы Андрея Леонтьевича Бугаева о его первых полетах.
НАШИ ГЕРОИЧЕСКИЕ ЗЕМЛЯКИ
Пронзительный возглас гибнущего летчика из «поющей эскадрильи» – «Будем жи-и-ить!», заставляет вспомнить наших земляков – летчиков и штурманов, геройски погибших при выполнении боевых заданий: Григория Асеева, Вениамина Кошукова, Григория Михеева, Александра Скнарева, Михаила Янко.Вениамин Кошуков окончил Военно-авиационную школу имени Чкалова. В 1942 году его отправили на фронт. На самолете Ил-2 летчик участвовал в боях под Сталинградом, на Черном море, в Прибалтике. 19 июля 1944 года Кошуков поднялся в 140-й полет. Набрав высоту, направил машину в пикирующую атаку, но самолет подбили. Похоронили нашего земляка далеко от родных мест – в городе Ведимунте (Латвия). Именем летчика-штурмовика, командира эскадрильи, Героя Советского Союза старшего лейтенанта Вениамина Борисовича Кошукова названа улица в городе Петропавловске.Земляки Григорий Асеев из деревни Петропавловка Володарского (Айыртауского) района и Александр Скнарев из села Володарского служили в одном экипаже 9-го гвардейского авиаполка 5-й минно-торпедной авиадивизии. Они потопили десятки вражеских судов, были награждены орденами и медалями. Об их подвигах не раз писали в газете Северного фронта. К сожалению, до Победы они не дожили.«16 октября 1944 г. разведка донесла, что движутся три крупных транспорта, на которых перебазируются отборные эсэсовские части. Конвой – 24 боевых корабля и – 14 истребителей в воздухе. Флагманский самолет-торпедоносец, на котором находились командир полка полковник В. П. Сыромятников, штурман, гвардии майор А. И. Скнарев, стрелок-радист Г. С. Асеев, первым начал атаку. Свыше 130 вражеских орудий открыли огонь. Главный торпедоносец загорелся, но охваченная пламенем машина шла на сближение с фашистским транспортом. До последней секунды Сыромятников и Скнарев продолжали руководить действиями экипажей других самолетов. Когда до судна оставалось 400 м, торпедоносец выпустил снаряд. Падение горящего самолета и взрыв вражеского корабля произошли почти одновременно. Экипажи самолетов выполнили свои задачи. Три судна и 10 боевых кораблей фашистов были потоплены. Всем членам экипажа самолета-торпедоносца Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героев Советского Союза посмертно». Штурман звена 10-го отдельного дальне-разведывательного авиаполка 1-й Воздушной армии Григорий Михеев из Петропавловска воевал на Западном фронте с июня 1941 года. К марту 1943 года на счету кавалера ордена Красной Звезды капитана Михеева было 114 боевых вылетов для разведки и бомбардировки вражеских позиций. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза. После этого Михеев совершил еще 40 боевых вылетов. 30 из них – успешные полеты на разведку и фотографирование обороны противника. Был награжден орденом Отечественной войны двух степеней. Погиб Григорий Михеев в воздушном бою в феврале 1945 года. Его именем названа улица в городе Петропавловске.Трое братьев Московенко из села Гаршино Чистопольского (Г.Мусрепова) района погибли на фронте. А у четвертого – Василия – оказалась счастливая судьба. По набору ЦК ВЛКСМ в ВСС он пошел учиться в Сталинградское военно-летное училище. В мае 1942 г. в воздушном бою самолет Василия Московенко был подбит. Летчик получил пять ран, но сумел посадить сильно поврежденную машину. С декабря 1943 г. и до конца войны гвардии лейтенант командовал звеном 1-го гвардейского истребительного ордена Ленина полка 2-й отдельной Краснознаменной армии.В 39 боях звено сбило 22 фашистских самолета, не потеряв ни одного своего. За годы войны Московенко совершил 175 боевых вылетов, провел 37 воздушных боев, лично сбил 14 самолетов. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, Ржевско – Рубцовской операции, разгроме фашистов в районе Орла, Витебска, Орши. Штурмовал Берлин. За образцовое выполнение боевых заданий командования Указом ПВС от 27 июня 1945 года гвардии старшему лейтенанту В. И. Московенко было присвоено звание Героя Советского Союза. Он был награжден орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны, Красной Звезды. Летчик Михаил Янко из села Всеволодовки Володарского (Айыртауского) района повторил подвиг Николая Гастелло, когда уже окончилась Великая Отечественная война. Фашистская Германия капитулировала. Но не сдавалась её союзница – Япония. 14 августа 1945 г. с новой силой развернулись тяжелые бои на Дальнем Востоке. В районе г. Муданьцзян тяжело пришлось частям 26-го стрелкового корпуса, ведущего бои в городе. Японцы-смертники охотились за советскими офицерами. Десятого августа во время налета на вражеский порт Янко заметил транспорт противника и ринулся в атаку. Вражеский транспорт пошел ко дну, но и самолет летчика оказался подбитым. Летчик и стрелок – Бабкин И. М. могли бы спасти свою жизнь, выбросившись с парашютом. Но Михаил Янко повторил подвиг Гастелло, направив горящий самолет в центр портовых сооружений врага, уничтожив до этого транспорт противника. Именем Михаила Егоровича Янко были названы дальневосточное судно, улица в Саумалколе, железнодорожная станция, а также Саумалкольская средняя школа №1.Авиатехник Евгений Богунов из села Плоского прославился тем, что стал участником экспедиции к Северному полюсу. Среди его боевых наград – орден Отечественной войны 1 степени, медали «За боевые заслуги», «За оказание помощи в создании армии КНР».Минометчик Григорий Красильников был ранен в боях на Курской дуге. После излечения в госпитале оказался в авиации.— Вот такой крутой вираж, и ничего удивительного, – улыбается Григорий Иванович. – Воинские части шли с боями, и найти их по выходе из госпиталей было трудно. Но сюда, прямо в палаты, приходили представители разных дивизий и полков, приглашали к себе выздоравливающих. Мне повезло. Пополнение срочно потребовалось бомбардировочной авиации. Судили в первую очередь по образованию. Мне так и сказали: «Учителем работал – образование есть. В минометах разбираешься. Разберешься и в пулеметах».Так Красильников стал мастером авиавооружения. Прошел при дивизии соответствующую выучку – в теории и на практике. Изучил авиационную технику – и турельные крутящиеся пулеметы стрелков-радистов, и штурманские «ШКАСы». Получил звание сержанта технической службы. Обслуживал и штурмовики, и бомбардировщики.—Моей воинской семьей стал 21-й Кировоградский бомбардировочный полк, – продолжает рассказ Григорий Иванович. – Он дислоцировался на аэродромах городов – Киев и Белая Церковь, на станциях Попельня (Житомирская область) и Шепетовка (Украина), а также в городах Западной Европы. Вот так с одного аэродрома на другой с летчиками, считай, пол-Европы облетал. Успел сродниться с ними и переживал гибель каждого из них. А гибли в боях многие летчики, особенно молодые…Сам Красильников был тяжело ранен в апреле 1945 года при бомбардировке аэродрома в польском городе Замость. Осколками снаряда повредило обе ноги. Лежал в полевом госпитале при дивизии, а потом его переправили на лечение в город Люблин, в эвакогоспиталь. В середине сентября 1945 года Красильников вернулся в свою часть. Родной 21-й полк именовался уже гвардейским Кировоградско – Будапештским бомбардировочным полком, и это говорило само за себя. У многих прибавились награды, а кого-то уже не было в живых. Лейтенант Г.И. Красильников был награжден орденом Отечественной войны 1-й ст., медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и другими.
ДОБАВИТЬ ИМЕНА В КНИГУ ПАМЯТИ
Имя Г. И. Красильникова есть в книге «Солдаты Победы». А вот В.П. Костенко в энциклопедию не попал. Василий Прокопьевич до войны несколько лет работал летчиком-инструктором Челябинского военно-авиационного училища. Известие о том, что 22 июня 1941 года вражеские бомбардировщики нанесли удары по десяткам советских аэродромов, где базировались наиболее боеспособные дивизии, и за один день были уничтожены сотни истребителей и бомбардировщиков, повергло всех в шок. Курсанты рвались на фронт.В июле 1941 В.П. Костенко стал помощником командира авиаотряда стрелков-бомбардировщиков. С 1942 года он командовал эскадрильей 806-го штурмового авиаполка, сражавшегося на Южном, затем – на 4 Украинском фронте. За успешное выполнение заданий командования и нанесение большого ущерба противнику был награжден орденом Красного Знамени и медалью «За боевые заслуги». После демобилизации он служил помощником оперуполномоченного спецгруппы УМВД СКО.Нет в книге и И.М. Шаповалова – стрелка–радиста 14-го гвардейского авиаполка 16-й воздушной армии. Иван Максимович был награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Славы и Отечественной войны 1-й степени. Особенно дорога была фронтовику первая награда – медаль «За оборону Сталинграда».В книге «Солдаты Победы» три Плотникова. А могло быть четыре. В боях за освобождение Украины храбро сражался Иван Плотников, окончивший Ташкентское авиаучилище, – штурман 35-го авиаполка. После войны Иван Андреевич работал штатным пропагандистом Ленинского райкома партии. Заочно окончил среднюю школу и КазГУ. Был референтом общества «Знание». В 1964 году горком партии направил его на службу в органы МООП.Во многом типична биография Ивана Доронина из с. Ново-Каменки. Его личное дело хранилось в архиве ДВД СКО. Доронина призвали в РККА в 1943 году. После окончания Троицкой школы авиамехаников отправили на фронт. Воздушный стрелок 707-го штурмового авиаполка 3-го Украинского фронта был награжден орденами Красной Звезды, Славы 3-й ст., медалями «За отвагу», «За взятие Будапешта» и другими. В 1945–50 гг. Доронин служил в Южной группе оккупационных войск, в Закавказском военном округе.После демобилизации в 1950 году Иван Владимирович долго не мог найти работу. Летчики в Петропавловске пока не требовались. Стал учеником слесаря в протезной мастерской, но работа ему показалась слишком приземленной. Пошел резчиком на завод им. Куйбышева. Через два года предприятие дало направление в органы внутренних дел, где он прослужил много лет. Имя Ивана Доронина – в «Книге памяти сотрудников органов внутренних дел Северо-Казахстанской области».Из воспоминаний Шаяхмета Мурзаканова:Закончилась война. После демобилизации из рядов Советской армии я вернулся на родину. Меня утвердили в должности помощника первого секретаря, а затем – инструктора Советского райкома партии. В 1966 году я заочно закончил высшую партийную школу при ЦК КПСС и стал служить в РОВД Советского района – заместителем начальника райотдела милиции по политико-воспитательной работе.Самым ярким воспоминанием прошедших лет стал для меня первый послевоенный воздушный парад, проходивший в Москве 17 августа 1947 года. У меня было 86 парашютных прыжков, попадал в самые сложные ситуации, но никогда так не волновался, как на том параде. Аэродром в Тушине был небольшой, и мы с трудом представляли, как на него «выбросят» сразу 800 парашютистов. Но все получилось очень четко и слаженно. Было задействовано 36 самолетов, с которых звеньями прыгали парашютисты. Казалось, что для них не хватит неба. Это было очень впечатляющее зрелище. Я навсегда запомнил голубое небо, в котором разноцветные купола раскрывались, как цветы, и траву, зеленее которой не было на свете…
Луиза ВЛАСОВА



Искать похожие статьи:

Оставьте свои комментарии