Уважаемый читатель!
Поделись интересной новостью со своими друзьями в социальных сетях!

6 - Юлия Рожкова

8 - Елена Мертюкова

9 - Лариса Беляева

15 - Николай Иванов

17 - Валерий Шарипов

18 - Роза Шакенова

18 - Николай Дроздецкий

20 - Жадыра Канафина

25 - Танат Сугурбаев

26 - Кайролла Муканов

29 - Бакытжан Дуйсенова

29 - Закиржан Мамлютов

ГлавнаяВласть и дело ⇒ Первый всенародно избранный

Первый всенародно избранный

Первого декабря казахстанцы будут отмечать День Первого Президента. 


1 декабря 1991 года впервые состоялись всенародные выборы, в ходе которых Президентом страны был избран Нурсултан Назарбаев – основатель суверенного Казахстана. За него проголосовало 98,78 процента избирателей, принявших участие в выборах. Заручившись поддержкой населения, Нурсултан Назарбаев стал пошагово проводить реформы, направленные на становление молодого суверенного государства. Уже сейчас многие по достоинству оценивают результаты программ, реализованных в разных отраслях и сферах жизнедеятельности государства. О роли политика, генерирующего идеи и проекты, определяющего перед страной амбициозные цели и успешно реализующего стратегически важные программы, мы попросили рассказать казахстанского политолога Эдуарда Полетаева.


– Достижения Казахстана связаны с именем Нурсултана Назарбаева. Сегодня они являются результатом многолетней кропотливой работы. Что, на ваш взгляд, стало отправной точкой в реализации программ и проектов внутри страны?


– В первую очередь – это высочайшее доверие, которое оказали казахстанцы Нурсултану Назарбаеву. Таким образом на трудном переходном этапе становления государственности население республики единодушно доверило свою судьбу опытному руководителю. В этом также заключается показатель авторитета должности Президента республики – ключевого поста в новой политической системе.
Только Нурсултан Назарбаев мог обладать достаточным авторитетом, чтобы в тех сложнейших условиях издать важнейшие государственные акты, обеспечивавшие реальный суверенитет Казахстана. Так, 29 августа 1991 года он подписал указ о закрытии Семипалатинского ядерного полигона. 25 октября 1991 года были образованы Совет безопасности и Государственный комитет обороны республики. Еще раньше Президент издал указы «О переходе государственных предприятий и организаций союзного подчинения в ведение Казахской ССР» и «О создании золотого и алмазного фондов Казахской ССР». Они подвели материальный фундамент под государственную независимость РК.


– Какие шаги Главы государства на первых этапах становления республики носили приоритетный характер и почему?


– Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к предвыборной программе кандидата в президенты Казахской ССР Нурсултана Назарбаева, которая стала руководством к действию в последующие годы. Так, представленный документ отличался простотой и лаконичностью изложения, традиционным стилем и отточенными формулировками: «Продолжить работу по наполнению реальным содержанием государственного суверенитета Казахстана, интеграции его в содружество независимых республик и мировое сообщество.
Осуществить переход к рыночным отношениям, ускорить темпы реформирования экономики, принимая одновременно эффективные меры по социальной защите населения, насыщению потребительского рынка товарами и продовольствием, развитию здравоохранения, народного образования и культуры. Добиваться создания в Казахстане подлинно демократического правового государства, консолидации всех политических сил и общественных движений, всего населения, обеспечивать гражданское и межнациональное согласие. Крепить дисциплину, порядок и организованность, бескомпромиссно бороться с преступностью, спекуляцией, бесхозяйственностью, взяточничеством, коррупцией и другими отступлениями от норм общественной жизни. Активизировать деятельность ведомств и организаций по оздоровлению экологической ситуации в республике».
Все эти тезисы, реализуемые в виде конкретных программ, и сегодня не теряют своей привлекательности для многих стран мира. 


– Многим импонирует прямота, с которой Глава государства оценивает ситуацию как в мире, так и внутри страны. Пытаясь избегать обтекаемых фраз, Нурсултан Назарбаев четко и ясно объясняет, с какими вызовами столкнулась республика и какие риски ожидают страну в будущем. Насколько оправданна эта тактика?


– Действительно, в своих выступлениях Нурсултан Назарбаев делает акцент на экономической политике, а также на трудностях, которые предстоит пережить всем гражданам Казахстана. И этот подход стал применяться Главой государства с момента обретения независимости республикой.
«Экономизация» политического мышления в противовес идущей снизу «политизации» и идеологической разноголосице стала одним из стратегических направлений Нурсултана Назарбаева. «Главной моей альтернативой на предстоящих президентских выборах будет задача получить вотум народного доверия перед лицом надвигающихся трудностей и тех непопулярных мер, которые я намерен предпринять», – сказал он на пресс-конференции 7 ноября 1991 года.
Вспоминая смену эпох в начале 1990х годов, Президент Казахстана подчеркивает: «В отличие от других регионов планеты распад СССР привел к образованию не принципиально новых государств, не имеющих под собой оснований, а к возрождению утраченной некогда государственности, имевшей глубокие исторические корни. Мы можем сказать, что происходил сложный, всесторонний процесс не только распада СССР, но и восстановления государственности, ее легитимизации». 
Не замалчивая о существующих проблемах, Глава государства не только демонстрировал их обществу, но и предлагал пути их решения, определяя наиболее оптимальные выходы из сложившейся ситуации. Этот подход был по достоинству оценен казахстанцами, которым становились понятны предпринимаемые государством шаги и цели, которые будут достигнуты по мере их реализации.


– Какие направления, определенные Главой государства в первые годы «суверенного плавания» Казахстана, продолжают оставаться актуальными и сегодня?


– Начав практически с нуля, народу Казахстана и его лидеру удалось закрепить приоритетные направления развития страны. Речь идет о Конституционном Законе «О государственной независимости Республики Казахстан», послужившем рубежным этапом становления независимости страны. И в первую очередь, провозгласить реальный суверенитет, добиться признания страны внешним миром. Этот закон позволил заложить основы политики доверия, партнерства и стабильности на евразийском пространстве, стал основой проведения реформ в стране, выступил правовой базой для проведения соответствующих преобразований в политической и социально-экономической сферах, явился источником Конституции суверенного Казахстана, позволив строить правовое государство.
Другим направлением стала реализация социальной политики. Так, 12 декабря 1991 года Нурсултан Назарбаев подписал два привлекательных для населения экономических указа: «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения РК» и «Об отмене ограничений на заработную плату и на прирост средств, направляемых на потребление, и о повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений». Местным советам было поручено удовлетворить все заявки населения на выделение земли под огороды, дачные участки и строительство индивидуальных домов. Вводилось распределение минимума продовольственных товаров по талонам и карточкам.
Последующие 24 года успешного государственного строительства показали, что Глава государства целиком и полностью выполнил свое обещание, данное 10 декабря 1991 года народу Казахстана. 
В этой связи вспоминаются слова Роя Медведева: «Когда перестал существовать Советский Союз, родился новый Казахстан. Во главе него продолжал стоять Нурсултан Назарбаев, теперь уже как его всенародно избранный Президент. Но это был уже другой Казахстан. Другим должен был стать и Нурсултан Назарбаев. И он нашел в себе силы, волю, интеллект, мужество и способности для решения новых, намного более сложных, чем ранее, задач».

Олег СИДОРОВ, Алматы




Искать похожие статьи:

Оставьте свои комментарии