Уважаемый читатель!
Поделись интересной новостью со своими друзьями в социальных сетях!

3 августа - Галина Воробьева

5 августа - Евгения Кочевая

6 августа - Федор Денисенко

15 августа - Данаш Хамзина

15 августа- Евгения Ржавцева

20 августа - Анна Потеряева

27 августа - Баня Калиева

27 августа - Арайлым Смагулова

28 августа - Виталий Власенко

29 августа - Ульяна Ашимова

ГлавнаяВласть и дело ⇒ По традиции редакция подводит итоги уходящего года в общественно-политической жизни страны

По традиции редакция подводит итоги уходящего года в общественно-политической жизни страны

Несмотря на глобальные финансово-экономические кризисы и их последствия, равно как и треволнения на мировой политической арене, Казахстан прожил этот год успешно, закалившись и приобретя необходимый опыт. Этот год запомнится важными юбилейными мероприятиями. Это 550-летие Казахского ханства, 70-летие Великой Победы, 20-летие Конституции и Ассамблеи народа Казахстана. Вместе с тем будет целесообразно вспомнить о том, какие политические события стали наиболее обсуждаемыми и резонансными в уходящем, 2015 году.
    

Внешняя политика

Поступательное движение в направлении налаживания отношений с другими странами и авторитетными международными организациями во многом стало успешным благодаря реализации Казахстаном политики многовекторности. Как отметил Нурсултан Назарбаев: «Наша многовекторность привела к тому, что мы на самом деле имеем дружественное окружение. Ни с каким государством у нас нет неразрешимых конфликтов. Все наши границы очерчены, делимитированы, демаркированы, и это является международным законом». И сегодня республика одинаково относится как к странам Европейского союза, так и другим субъектам международного права.
Благодаря слаженной работе государства, институтов и общества, в текущем году стране удалось успешно завершить длившиеся 8 лет переговоры над проектом соглашения с Европейским союзом о расширенном партнерстве и сотрудничестве. Таким образом, Казахстан стал первой страной Центральной Азии, подписавшей новый всеобъемлющий документ с Евросоюзом. Документ охватывает 29 сфер взаимодействия, причем особенно проработан торговый раздел. В число направлений сотрудничества входят экономика и финансы, транспорт, энергетика, охрана окружающей среды, образование и исследования, а также защита данных, миграция, верховенство закона и борьба с коррупцией. Стороны намерены также усилить сотрудничество в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью, содействовать международной и региональной безопасности и стабильности. Важным направлением сотрудничества в рамках нового соглашения является дальнейшее облегчение взаимных поездок граждан. Одним из приоритетов соглашения является также образование и развитие человеческого капитала.
Как отметил министр иностранных дел Казахстана Ерлан Идрисов: «Специальный фокус был сделан на нашем взаимодействии в правоохранительной сфере, потому что сегодняшний мир глубоко встревожен ростом заразы терроризма и экстремизма. И Евросоюз, и Казахстан будут плотно сотрудничать для работы в сфере юридического взаимодействия и сотрудничества в правоохранительной сфере».
Напомним, что 21 декабря 2015 года в Астане состоялось подписание соглашения о расширенном партнерстве между Казахстаном и Европейским союзом с участием премьер-министра Карима Масимова и верховного представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности Федерики Могерини.
По мнению Куралай Байзаковой,профессора КазНУ им. Аль-Фараби, директора Европейского информационного центра: «Европейский союз занимает одно из ключевых мест в нашей многовекторной политике. Перспектива и необходимость развития отношений с ЕС для Казахстана определяются ролью и местом этого союза в европейской и мировой политике, экономике и культуре. В свою очередь наша республика занимает одно из приоритетных мест в политике стран – членов ЕС в Центральной Азии. Казахстан представляет собой своего рода связующее звено между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Интересы ЕС в Казахстане разнообразны, их можно подразделить на политические, экономические, геостратегические, интересы безопасности и другие».
К слову, первое соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и ЕС было подписано 23 января 1995 года сроком на 10 лет и вступило в силу 1 июля 1999 года. Переговоры по новому соглашению о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и ЕС начались 27 июня 2011 года в Брюсселе.

Пять институциональных реформ и 100 конкретных шагов

для их реализации

Президент Казахстана инициировал самые масштабные реформы в стране за всю её историю.
За 24 года своего существования Республика Казахстан превратилась из бывшей провинции СССР в одно из динамично развивающихся государств мира (ВВП вырос за эти годы в 20 раз и составил в 2014 году на душу населения 13 тысяч долларов), войдя в число пятидесяти самых конкурентоспособных стран. Глобальный кризис не мог не ударить по экономике Казахстана, существенно обесценив основные экспортные товары страны, в первую очередь нефть. На случай кризиса Казахстан заготовил серьёзную «подушку» в виде Национального фонда, созданного в 2001 году по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева. В нём аккумулировались прибыли с продажи нефти в период пиковых мировых цен на этот ресурс. Фонд сегодня составляет более 70 млрд долларов. Казалось бы, Казахстану не о чем тревожиться, можно спокойно тратить запасённые средства, ожидая стабилизации цен на мировых рынках. Однако Назарбаев ответил на новые вызовы в связи с глобальным кризисом нетривиально – он решил воспользоваться ситуацией, чтобы реформировать не только экономику страны, слишком сильно зависимую от экспорта сырья, но и вообще всю государственную систему!  В результате Казахстан должен извлечь из мирового кризиса выгоду  и войти теперь уже в тридцатку самых конкурентоспособных стран.
Впервые с идеей провести пять институциональных реформ, затрагивающих практически все аспекты общественной жизни и экономики, Назарбаев выступил на съезде возглавляемой им партии «Нұр Отан» 11 марта этого года.
Основная цель первой реформы заключается в формировании современного, профессионального и автономного государственного аппарата. В результате вся система государственных органов должна быть выстроена на принципах меритократии, эффективности, результативности, транспарентности и подотчетности обществу. В первую очередь это будет достигаться проведением полной аттестации всех чиновников страны и ужесточением правил приема на госслужбу.
Второй реформой, предложенной Назарбаевым, является обеспечение верховенства закона, гарантирующего права собственности, создающего условия для предпринимательской деятельности, охраны договорных обязательств, который в конечном итоге станет основой для экономического роста. Основной упор Президент сделал на реформу судебной системы.
Третьей реформой является продолжение программы индустриализации и диверсификации экономики, которые составят основу стабильного экономического роста Казахстана и формирования среднего класса.
 Четвертую реформу Назарбаев назвал «Нация единого будущего». Казахстан – мультикультурная страна, здесь проживают представители более чем ста национальностей, исповедующие разные религии. Эти различия властям страны удалось превратить в преимущество, добившись межнационального и межконфессионального согласия. Назарбаев призвал укрепить казахстанскую идентичность и закрепить казахстанскую модель стабильности и общественного согласия.
И, наконец, пятая реформа, завершающая и консолидирующая остальные: Назарбаев заявил, что сегодня развитие Казахстана позволяет выйти на качественно новый уровень в государственном строительстве. Речь идет о построении открытого, подотчетного населению государства.
Реализация столь масштабных реформ потребовала получения Президентом мандата доверия от народа страны – в Казахстане 26 апреля были проведены досрочные выборы, на которых Назарбаев победил с подавляющим преимуществом. Сразу после своей инаугурации он создал Национальную комиссию по реализации заявленных реформ, на первом заседании которой была представлена программа конкретных шагов по всем пяти направлениям – всего сто пунктов, которые сразу же, поэтапно, начали реализовываться.

        Президентские выборы

Уходящий год стал знаменательным по ряду событий. Так, 26 апреля состоялись внеочередные президентские выборы, на которых уверенную победу одержал действующий Глава государства, Лидер Нации Нурсултан Назарбаев. По данным Центральной избирательной комиссии (ЦИК), за Нурсултана Назарбаева проголосовало 97,75 процента электората при рекордной явке 95,22 процента. За него проголосовали 8 млн 833 тыс. 250 казахстанцев, в том числе находившихся за пределами республики, они голосовали в 65 зарубежных избирательных участках.
Таким образом, президентские выборы показали рост рейтинга Главы государства. Если в 1999 году на выборах Президент Казахстана победил с 79,78 процента голосов, то в 2005 году Нурсултан Назарбаев заручился поддержкой уже 91 процента избирателей, а в 2011 году ему доверяли уже 95,55 процента избирателей.
По мнению вице-президента Европейского парламента Рышарда Чарнецкого (Бельгия) на выборах приняло участие гораздо больше избирателей, чем ожидалось. «И, если честно, я завидую огромному числу голосующих, потому что, если говорить о выборах в Европе, то всякий раз у нас возникают серьезные проблемы, в наших странах в целом число голосующих всегда незначительное. По прибытии сюда я читал статьи в международных газетах, что на этих выборах в Казахстане будет небольшое число голосующих – это оказалось неправдой. Мы сами можем наблюдать огромную толпу избирателей на каждом участке, очереди», – отметил Рышард Чарнецкий. В свою очередь экс-председатель ПА ОБСЕ, президент по вопросам межпарламентского сотрудничества Института Азии и стран Средиземноморья «Изамед» Мильори заявил, что прошедшие в Казахстане внеочередные президентские выборы являются примером для других демократических стран.

    Кадровый пасьянс

Прошедший год продолжал приносить сюрпризы кадровыми перестановками. При этом самым богатым на события стал август 2015 года.
Так, в августе акимом Алматы был назначен Бауыржан Байбек, который стал самым молодым акимом. В свою очередь экс-аким Ахметжан Есимов после семи лет руководства крупнейшим мегаполисом республики занял кресло руководителя национальной компании по подготовке к EXPO-2017.
Также в августе акимом Шымкента стал заместитель руководителя АП Габидулла Абдрахимов. Неожиданное назначение, тем не менее, привнесло свою лепту в расклад на политической арене республики.
Продолжая кадровый марафон, эстафету подхватил сентябрь. В этом месяце, как известно, Дарига Назарбаева была назначена вице-премьером, в зону ответственности которой вошел социальный блок. Примечательно, что до перехода в исполнительную власть Дарига Назарбаева больше была вовлечена в политическую (с 25 октября 2003 года по 2006 год лидер партии «Асар») и законодательную сферы (17 февраля 2005 году возглавила депутатскую группу «Аймак», затем 3 апреля 2014 года избрана вице-спикером мажилиса Парламента и руководителем парламентской фракции партии «Нұр Отан»).
Проработавшего меньше года на посту заместителя премьер-министра (11 ноября 2014 – 11 сентября 2015 гг.) Бердыбека Сапарбаева в сентябре поставили руководителем Актюбинской области. Таким образом, Бердыбек Сапарбаев продолжил расширение списка возглавляемых им областей, так как в разные годы он возглавлял Кызылординскую, Южно-Казахстанскую и Восточно-Казахстанскую области.
Относительное затишье в декабре сменилось новым событием, способным стать одним из значимых на отечественном политическом олимпе. В конце прошлой недели сменилось руководство Комитета национальной безопасности. Вместо Нуртая Абыкаева, проработавшего на посту главы КНБ последние пять лет, комитет возглавил Владимир Жумаканов, являющийся, как и его предшественник, профессионалом своего дела, более 33 лет проработавшим в подразделениях КНБ и курировавшим политическое направление.
Опытный политик и соратник Главы государства Нуртай Абыкаев вернулся в сенат. И не исключено, что в ближайшее время он возглавит верхнюю палату. В свою очередь Самат Абиш был назначен первым заместителем председателя Комитета национальной безопасности.

Послание Президента РК народу Казахстана

30 ноября Нурсултан Назарбаев обратился с Посланием народу Казахстана, в котором особое внимание уделил тому, как Казахстан может противостоять внешним вызовам, какими антикризисными возможностями обладает страна.
При этом главная антикризисная стратагема для Казахстана, по словам Президента, тождественна трём простым, но важным понятиям: рост, реформы и развитие.
Нурсултан Назарбаев также выделил пять направлений необходимых антикризисных и структурных преобразований: стабилизация финансового сектора, оптимизация бюджетной политики, приватизация и стимулирование экономической конкуренции, основы новой инвестиционной политики и новая социальная политика.

 

Комментарии

Марат ШИБУТОВ, представитель Ассоциации приграничного
сотрудничества в Казахстане:

– В чем проявились итоги политического года? Я не буду перечислять отставки, выборы и прочие события, а расскажу о трендах, которые подметил и которые достойны упоминания.
1. Смена поколений и обновление наших публичных политиков.
2. Ребрендинг и объединение некоторых партий, окончательный уход КПК с политической сцены.
3. Изменение экономической политики потянуло за собой изменение и политики, выраженное как в либеральной программе Президента на выборах, так и в последующих пяти реформах и 100 шагах.
4. Видны тренды на самоорганизацию общества и на выражение мнения отдельных групп как в просто информационных волнах, так и в виде реальных действий. Казахстанцы все более становятся гражданским обществом.
5. Сильно влияют на наше информационное пространство и чужие информационные войны, особенно в русскоязычном мире. Это приводит к радикализации некоторых общественных и политических активистов.
6. В нашей исполнительной власти есть определенный управленческий кризис, который связан с тем, что большинство чиновников привыкли работать в условиях наличия сырьевых сверхдоходов и теряются, когда их нет. С этим связана ротация и обновление.
7. 2015 год показал, что пора усиливать аналитическую и прогностическую функции государственного аппарата и снизить функцию пиара. Реальность уже не будет мириться с рекламой, так что наступило время настоящей политики, а не политтехнологий в их довольно вульгарном понимании.

Эдуард Полетаев, руководитель общественного фонда
«Мир Евразии»:

– Сегодняшняя антикризисная политика социально ориентирована, о чем свидетельствует намеченное повышение зарплат госслужащим, стипендий, пенсий и соцпособий, а также возможность в скором времени получить бесплатное профтех-образование и участвовать в новой «Дорожной карте занятости». Все это позволит сохранить стабильность в стране. Правда, поддержка будет только нуждающимся, остальным придется своим трудом зарабатывать на жизнь.
Сегодня многие явления нашей жизни подразумеваются как само собой разумеющееся: и свобода предпринимательства, налоговая, бюджетная, банковская системы, и многое другое. А ведь ничего этого не было 25 лет назад, даже эти идеи воспринимались неоднозначно. С большим трудом менялось общественное сознание. Это я к тому, что Президент в своем Послании не случайно сделал экскурс в 90-е годы, напомнив про другие времена.
Успешным политикам никогда нельзя останавливался на достигнутом, надо вести страну дальше, ставя перед ней новые задачи. Они раскрываются в том числе в ежегодных Посланиях народу. Причем при движении учитываются новые вызовы и угрозы, с которыми можно неожиданно столкнуться, как, например, нынешняя нестабильность на мировых рынках и падение цен на природные ресурсы, которые экспортирует Казахстан.  
Стоит отметить, что предыдущие Послания Главы государства были выдержаны в атмосфере оптимизма, да и перспективы на будущее просматривались отчетливо. Но внешние вызовы внесли свои коррективы. Президент говорил о достаточно суровых вещах и необходимости преодолевать трудности.
Весь нынешний год был интересным временем для нашего общества – один только переход к инфляционному таргетированию сколько пересудов вызвал! Сейчас же такая атмосфера, что развитие любого государства зависит от способности властей своевременно делать поступки, подчас резкие, неожиданные, но в конечном счете необходимые. Только сильное государство занимается политикой планирования. Поэтому даже в нынешних экономически нестабильных условиях в Послании были определены целевые индикаторы, в частности обеспечить ежегодный рост экономики на уровне 5%, создать более 660 тыс. новых рабочих мест.

Олег СИДОРОВ, Елена БРИЦКАЯ,

Алматы

Законотворчество

2015 год стал особым в парламентской истории в плане интенсивной работы над совершенствованием законодательства. Было принято более 160 законодательных актов, в том числе шесть конституционных законов, три кодекса, 22 самостоятельных закона, 64 закона о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство и 67 законов о ратификации международных документов.
 
Касым-Жомарт ТОКАЕВ, председатель сената Парламента РК:
–  Основная часть законов направлена на правовое обеспечение программы «Нџрлы жол» и плана нации «100 шагов». Можно было бы выделить Гражданский процессуальный кодекс, впервые подписанный Президентом публично. Документ упрощает процедуру судопроизводства, предусматривает создание трехуровневой системы правосудия взамен пятиуровневой. Впервые в истории Казахстана принят Предпринимательский кодекс, который определяет правовые, экономические и социальные гарантии свободы предпринимательства. Принятый недавно Трудовой кодекс сформирует новую модель либеральных трудовых отношений, сочетающую поддержку предпринимательства с учетом интересов работников.
На улучшение деятельности государственных органов, усиление транспарентности и подотчетности государства народу должен повлиять закон «О государственной службе». Самостоятельным конституционным законом «О Международном финансовом центре «Астана» создаются правовые основы для развития рынка капитала и исламского финансирования на территории столицы.
В сфере социальной политики государства полезную роль будут играть принятые поправки в законодательство по вопросам социальной защиты населения, в соответствии с которыми реформируется государственная система поддержки малообеспеченных граждан, создаются стимулы к трудоустройству, участию в программах занятости и социальной адаптации. Важными представляются новации в сфере здравоохранения, предусмотренные законом «Об обязательном социальном медицинском страховании».
Хотел бы подчеркнуть, что сенаторами обеспечено тщательное рассмотрение законопроектов, в том числе сквозь многогранную призму развития регионов нашей большой страны.

Кабибулла ДЖАКУПОВ, председатель мажилиса Парламента РК:
– Очевидно, что в этих исторических событиях (текущего года. – Прим.) самое активное участие принимал наш депутатский корпус. Прежде всего это выразилось в продуктивной законодательной деятельности, что подтверждается не только внушительным количеством принятых законов, но и их огромной значимостью для устойчивого социально-экономического развития Казахстана и лучшего будущего нашего народа.
В текущем году значительно уменьшилось количество отозванных правительством законопроектов. Также в 2015 году фактов нарушения сроков дачи заключений по поправкам депутатов в законопроекты стало гораздо меньше.
На рассмотрении депутатов в 2015 году находилось 210 законопроектов, из которых 158 нами одобрено. При этом в текущем году нами принято на 46 законопроектов больше, чем в прошлом году, и на 59 больше, чем в 2013 году.
Сравнительный анализ законотворчества последних трех лет показывает, что активность депутатов в инициировании законов повышается из года в год. Так, если в 2013 – 2014 годах депутаты инициировали 10 и 14 законов соответственно, то в 2015 году – 25 законов.
Депутатами палаты озвучено 159 депутатских запросов в адрес правительства и госорганов.




Искать похожие статьи: году, казахстана, года, назарбаев, казахстан, государства, закв, политики, очередь, президент

Оставьте свои комментарии