Уважаемый читатель!
Поделись интересной новостью со своими друзьями в социальных сетях!

14 - Алия Икамбаева

16 - Елена Кузнецова

17 - Сергей Шут

19 - Айымгуль Абилева

19 - Амангельды Бекмуратов

21 - Дмитрий Ройз

22 - Анна Куликова

26 - Андрей Фролов

28 - Галия Нурушкина

28 - Валентина Петрова

ГлавнаяВласть и дело ⇒ Полицейское место пусто не бывает

Полицейское место пусто не бывает

С 1 января 2016 года в Казахстане начнет работать местная полиция. Ранее депутаты мажилиса одобрили поправки сената в проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам деятельности местной полицейской службы», которые в основном касались  порядка назначения и освобождения начальника местной полицейской службы органов внутренних дел района.


Предполагается, что местная полицейская служба станет частью единой системы органов внутренних дел,  ее сотрудники будут иметь общий правовой статус, включая условия прохождения службы, социальные и правовые гарантии. Отличительным элементом работы местной полиции станет то, что назначение ее руководителей будет происходить по представлению МВД, акимов областей с согласия депутатов маслихатов.

Пройти все круги акимата

Сам механизм достаточно замысловат. Министр будет представлять акиму кандидатуру на пост начальника областной местной полицейской службы, аким – согласовывать ее с маслихатом и выносить постановление. Это постановление потом вновь будет направлено в МВД и продублировано приказом министерства. Аким же своим постановлением будет назначать районных и городских начальников местной полиции. Назначенный областной местный полицейский будет идти в район и согласовывать с районным акимом, с маслихатом и акимом, который после вынесения постановления будет отдавать его начальнику ДВД.
Также руководители местной полицейской службы будут обязаны не реже двух раз за год отчитываться перед акиматами и маслихатами и раз в год – перед населением. 
Разработчики законопроекта отметили, что эта норма была введена для того, чтобы усилить подотчетность органов правопорядка перед гражданами.
Как пояснил министр внутренних дел Казахстана Калмуханбет Касымов, создание местной полицейской службы будет производиться через оптимизацию структур органов внутренних дел с объединением в ее составе подразделений участковых инспекторов, дорожно-патрульной службы, ювенальной, природоохранной полиции, полиции по защите женщин от насилия, приемников-распределителей и специальных приемников. Он отметил, что создание местной полиции должно повысить роль и ответственность местных исполнительных органов в области обеспечения охраны порядка в регионах, а также усовершенствует систему профилактики на местном уровне.
Ранее  председатель комитета административной полиции МВД РК Игорь Лепеха в интервью казахстанским СМИ пояснил, что  именно местной полицией будет  усилена работа по реализации принципа «нулевой терпимости». Форма и ее штат не будут пересматриваться.
Он также подчеркнул, что, учитывая тот факт, что председателями региональных межведомственных комиссий по профилактике правонарушений являются акимы областей и районов, ожидается повышение роли этих комиссий в вопросах взаимодействия местной полицейской службы с другими государственными органами и общественностью. Общая координация деятельности местной полицейской службы, совершенствование ее работы и нормативной правовой базы, а также контроль за соблюдением законодательства, будут по-прежнему осуществляться министерством внутренних дел.

На слабую троечку

«Литер» попросил депутатов мажилиса, юристов и общественных деятелей оценить своевременность и необходимость создания местной полиции.
Депутат партии «Нұр Отан» Айгуль Соловьева считает, что закон направлен на усиление местных сообществ. Подходы и принципы формирования местной полиции соответствуют реализации демократических норм и позволяют гражданам оказывать влияние на тех, кто будет отслеживать порядок на местном уровне, убеждена депутат.
«Вхождение в единую систему предполагает в большей степени соответствие унифицированному стандарту условий прохождения службы, социальные и правовые гарантии. Контроль за деятельностью местной полиции  будут осуществлять общественные советы на местах. За ними закреплено рассмотрение жалоб при нарушении ею этических норм, в совокупности все это будет способствовать повышению прозрачности и уровня доверия людей. Парламентом принят отдельный законопроект по общественным советам, в котором прописана процедура попадания в них. Опасения могут быть только в том случае, если мы не доверяем самим себе, не желаем быть активными членами общества и хотим, чтоб центральные органы продолжали решать все за нас. Дополнительных финансовых затрат принятие законопроекта не потребовало», – сказала Айгуль Соловьева.
Депутат партии КНПК Айкын Конуров также разделяет оптимизм коллеги. Он сказал, что если раньше многое зависело от так называемого «веса» акима, неважно какой административно-территориальной единицы, то с принятием закона все обретает довольно четкие правила. Штат расширяться не будет, по крайней мере в бюджете затрат на это не предусмотрено.
«Эффективность общественных советов может быть на должном уровне, если само общество, активная его часть захочет туда зайти, а акимы начнут привлекать советы для совместной работы во благо региона. Если эти два вектора не сойдутся в одной точке, то все останется только в планах с внешними атрибутами общественного контроля. Ведь в регионах у нас есть дисциплинарные советы, ревизионные комиссии, антикоррупционные советы, общественные приемные партий, офицерские собрания, надзорные органы, но эти инструменты еще далеки даже не от идеала, а еле дотягивают до слабой тройки. Никто не хочет портить статистику. Теперь стоит вопрос, смогут ли общество и акимы найти точку взаимопонимания, а не превратить общественные советы в еще одну выхолощенную структуру», – заметил Айкын Конуров.

Практика покажет

Политолог Султанбек Султангалиев  считает, что можно только приветствовать то, что предполагает закон «О местной полиции» в отношении взаимодействия местной полицейской службы с другими государственными органами и общественностью, в частности отчетность перед акиматами, маслихатами и населением, а также личная ответственность акимов за состояние и уровень работы правоохранительных органов, повышение степени контроля со стороны общественных советов. При этом он назвал  совершенно нелогичным вхождение в состав МПС дорожно-патрульной службы. Большой вопрос вызывает проблема назначения руководителей МПС областей, которое будет осуществляться по представлению МВД и акимов областей. Уже здесь возникает проблема столкновения интересов, которая может просто вылиться в превентивную войну и перетягивание канатов между МВД и акиматами, подчеркнул он.
«В законе также не прописан четкий механизм опроса мнения населения административного центра при назначении участковых инспекторов, а ведь это была бы очень эффективная мера контроля работы полицейских органов непосредственно самим населением. Изучение работы общественных советов показывает низкий уровень их эффективности и во многом формальный характер их функционирования. В целом понадобится как минимум полгода фактической работы местной полицейской службы, чтобы выявить и устранить недоделки и упущения нового закона, который, на мой взгляд, является пока всего лишь полуфабрикатом», – сказал Султанбек Султангалев.
Партнер  юридической фирмы «Каймаков и партнеры» Аскар Каймаков отметил, что принятием закона реализуется стремление исполнительной власти к большему контролю за работой органов внутренних дел на местах, что в принципе и логично, так как полиция по большей части финансируется из местных бюджетов. К тому же в соответствии с действующим законодательством аким несет прямую ответственность, в том числе и за правопорядок на вверенной административно-территориальной единице.
Он заметил, что согласно проекту в местную полицию предлагается передать участковых инспекторов полиции и их помощников, по делам несовершеннолетних, защите женщин от насилия, дорожно-патрульной полиции, природоохранной полиции, приемников-распределителей и специальных приемников.
Аскар Каймаков пояснил, что деятельность местной полицейской службы будет осуществляться по следующим основным направлениям: 1) профилактика правонарушений; 2) охрана общественного порядка; 3) предупреждение и пресечение уголовных правонарушений; 4) производство по делам об административных и уголовных правонарушениях. Также вводится обязанность начальников местной полиции и участковых инспекторов периодически отчитываться перед населением. Остальные функции органов внутренних дел, то есть раскрытие и расследование уголовных правонарушений и другие функции, остаются за органами внутренних дел центрального подчинения, рассказал он.

Марат ЕЛЕМЕСОВ, Алматы




Искать похожие статьи:

Оставьте свои комментарии