Уважаемый читатель!
Поделись интересной новостью со своими друзьями в социальных сетях!

14 - Алия Икамбаева

16 - Елена Кузнецова

17 - Сергей Шут

19 - Айымгуль Абилева

19 - Амангельды Бекмуратов

21 - Дмитрий Ройз

22 - Анна Куликова

26 - Андрей Фролов

28 - Галия Нурушкина

28 - Валентина Петрова

ГлавнаяОбщество ⇒ Проблема трёхсменного обучения в Алматинской области решится к 2018 году

Проблема трёхсменного обучения в Алматинской области решится к 2018 году

Глава государства Нурсултан Назарбаев в программе «100 конкретных шагов» ставит довольно четкие задачи по дальнейшему развитию сферы образования и науки. Президент не раз подчеркивал, что образование становится самым главным вопросом развития, в том числе инновационного. И в этом ключе имеет большое значение школьное, техническо-производственное, высшее образование молодежи.


Алматинская область – один из крупных регионов страны. Численность населения, согласно официальным данным на 1 февраля 2015 года, по текущему учету составляет 2018,2 тысячи человек. Из этого количества граждан городское население составляет более 23 процентов, или 466,4 тысячи человек, а сельского – 1551,8 тысячи человек, или 76,9 процента.
Безусловно, неравномерная миграция и густонаселенные пригородные районы Алматы внесли свои коррективы в развитие социальной инфраструктуры региона. Эти обстоятельства также отразились и на работе образовательных учреждений. Однако благодаря государственной поддержке и развитию региона ситуация планомерно меняется к лучшему. Более детально о проделанной работе в этой сфере и планах на будущее мы поговорили с руководителем управления образования Алматинской области Ляззат Базаркуловой.


– Ляззат Тилеубаевна, известны ли уже какие-то промежуточные результаты работы в сфере образования в Алматинской области?


– Да, есть уже статистические данные за 9 месяцев 2015 года. Так, если остановиться подробнее на них, то в 2015–2016 учебном году в Алматинской области работают 737 общеобразовательных школ, 5 школ-интернатов, 14 пришкольных интернатов, 2 детских дома общего типа и 6 детских домов семейного типа, 1 дом юношества, 1 центр адаптации несовершеннолетних. Также в области функционируют 337 детских садов и 432 пришкольных мини-центра. Помимо этого, есть 36 организаций дополнительного образования, причем 30 из них государственные и 6 частные, 7 вспомогательных школ-интернатов, 7 областных педагогико-медико-психологических консультаций, 15 психолого-педагогических коррекционных кабинетов, 70 колледжей.
С 2011 по 2015 год на сферу образования было выделено 466,1 миллиарда тенге, из них в 2015 году – 110,4 миллиарда тенге. Для сравнения, в 2011 г. – 73,4 млрд тг, 2012 г. – 86,9 млрд тг, 2013 г. – 89,3 млрд тг, 2014 г. – 106,1 млрд тг.
В рамках выполнения плана мероприятий на 2011–2015 гг. по реализации Государственной программы развития образования РК на 2011–2020 годы в период с 2012 по 2015 год было выделено 81,9 миллиарда тенге, из них 25,4 миллиарда тенге в 2015 году. Тогда как в 2012 г. – 15,3 млрд тг, 2013 г. – 17 млрд тг, 2014 г. – 24,2 млрд тг.
В 2015 году на строительство и реконструкцию 41 объекта образования, из которых 25 средних школ, 10 детсадов, дворец школьников, спальный корпус для профессионально-технического лицея, общежитие, лагерь и 2 котельных, из средств республиканского, областного бюджетов и национального фонда предусмотрено финансирование на 17 млрд 283,3 млн тенге, в том числе:
– из республиканского бюджета выделяется 4 млрд 939,5 млн тенге;
– из национального фонда порядка 3 млрд 100 млн тенге;
– из местного бюджета – 9 млрд 243,8 млн тенге.
В соответствии с планом в 2015 году планируется ввод 32 новых объектов. Это 19 средних школ, 7 детсадов, дворец школьников, спальный корпус для ПТЛ, общежитие, лагерь и 2 котельных.
В 2015 году капитально отремонтировано 46 объектов образования и в 6 объектах образования, из которых 3 колледжа, 2 детских сада, 1 учреждение дополнительного образования, завершен капитальный ремонт на сумму 5 млрд 746 млн 700 тыс. тенге.
На начало 2014 года количество аварийных школ в Алматинской области составило 10 единиц. В целях их ликвидации к 1 сентября 2014 года капитально отремонтированы 2 начальные школы, а также построены 2 средние школы.
В 2015 году за счет средств местного бюджета ведется строительство 5 школ, из них по состоянию на 1 сентября уже завершены и сданы в эксплуатацию 4 новые школы. Строительство одной школы планируется завершить до конца текущего года. На эти цели выделены 2 млрд 563 млн тенге.
В 2016 году из средств Национального фонда планируется строительство школы на 600 мест в селе Сарыжаз Райымбекского района взамен аварийной.
Таким образом, в течение 2015–2016 годов в области будет решена проблема аварийных школ. 
В 47 общеобразовательных школах области занятия проводятся в 3 смены, а в двух школах – в 4 смены. Количество учащихся составило 
46 726 человек при проектной мощности 
19 482 ученических места. Количество учащихся, обучающихся в третью смену, – 6929 детей, в четвертую смену – 330 учащихся.
С целью ликвидации трехсменного обучения в январе 2015 года была построена и сдана в эксплуатацию пристройка на 180 мест в селе Жаналык Талгарского района. 
К тому же, согласно пошаговому плану на 2015–2017 годы, в текущем году ведется строительство еще 10 школ общей проектной мощностью 4330 и проектной стоимостью 9,4 млрд тенге. Из них на 1 сентября текущего года завершено и сдано в эксплуатацию 8 школ.
Кроме этого, в 2016–2017 годах планируется выделить средства из Национального фонда на строительство 26 школ, к тому же еще 22 школы будут возводиться за счет финансирования из местного бюджета. Таким образом, в 2018 году в регионе решится проблема трехсменности обучения.


– Как обстоят дела с обеспечением кадрами в учебных заведениях Алматинской области?


– В 2015–2016 учебном году в области работают 35 702 учителя, из них 30 798 учителей с высшим образованием, 6711 имеют высшую категорию, 11 784 учителя с первой категорией. В этом учебном году трудоустроен 1281 молодой специалист, 1025 специалистов из этого числа работают в сельской местности.
Для обеспечения школ области квалифицированными кадрами управлением образования проводится совместная работа с высшими учебными заведениями, такими как Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова, Казахский национальный педагогический университет им. Абая, Казахский государственный женский педагогический университет.
Проводится разъяснительная работа по предоставлению социальной помощи, оказываемой специалистам, прибывшим для работы в сельскую местность в рамках программы «С дипломом – в село!». Работниками районных, городских отделов образования организуются встречи с выпускниками учебных заведений, слушания для молодых специалистов.
В соответствии с правилами предоставления мер социальной поддержки специалистам, прибывшим для работы и проживания в сельские населенные пункты в рамках программы «С дипломом – в село!», за 2009–2014 годы 2860 специалистов сферы образования получили подъемные пособия, а также за 2010–2014 годы 1188 специалистов получили кредит по низким процентам для приобретения жилья.


– Одним из злободневных вопросов является дошкольное образование. Как они решаются в регионе?


– В текущем году за счет частных инвестиций и размещения государственного образовательного заказа было запланировано открытие 73 детских садов и 17 мини-центров.
По выполнению плана на 2015 год на 1 октября открыто 53 детских сада на 3350 мест. В их числе 5 государственных – в селе Кокжиде Балхашского района на 80 мест, в поселке Карабулак Ескельдинского района на 90 мест, в городе Есик Енбекшиказахского района на 280 мест, в Сарканском районе на 70 мест, в селе Акын Сара Ескельдинского района на 70 мест. А также открыто 48 частных детских садов на 2345 мест. К тому же в этом году открыты 5 мини-центров и дополнительные группы на 190 мест в действующих детских садах и мини-центрах.
На 1 октября 2015 года действуют 337 детских садов, 432 пришкольных мини-центра. 53 982 ребенка охвачены дошкольным образованием и воспитанием, из них от 3 до 6 лет охвачено 49 775 детей, это составляет 72 процента. Из них 12,6 тысячи, или 23,4 процента, посещают частные детские сады.
Очередность в дошкольные организации составляет 37 987 детей, из них детей в возрасте от 3 до 6 лет – 19 577.


– В начале учебного года традиционно обсуждаются вопросы материально-технического оснащения. Удалось ли в этом году в Алматинской области решить проблемы с обеспечением учебниками и горячим питанием, а также организовать досуг школьников?


– В 2015 году на покупку учебников и учебно-методических комплексов было выделено 2,3 млрд тенге, для сравнения: в 2011–2012 учебном году – 541,2 млн тенге, 2012–2013 году – 587,5 млн тенге, 2013–2014 году – 896,3 млн тенге, 2014–2015 учебном году – 1 млрд 10 млн 342 тысячи тенге. Можно с гордостью отметить, что в нынешнем учебном году обеспеченность учебниками составила 100 процентов. 
К тому же 140 учебных заведений Алматинской области внедрили систему электронного обучения E-learning. Сейчас 595 организаций образования подключены к широкополосному Интернету, 370 школ региона оснащены лингафонно-мультимедийными кабинетами. Обеспеченность компьютерами нового поколения составила 11 учащихся на 1 компьютер. В 582 школах области установлены 2466 интерактивных досок. Также в школах функционируют кабинеты новой модификации: 323 – химии, 300 – биологии, 337 – физики.
На укрепление материально-технической базы организаций образования в 2015 году выделено 881 млн 400 тыс. тенге. Из этой суммы на приобретение компьютерной техники было направлено 293 млн тенге, на укрепление материально-технической базы – 240 млн 500 тыс. тенге, для оснащения системой видеонаблюдения – 147 млн 700 тыс. тенге, на функционирование котельных – 200 млн 100 тыс. тенге.
К тому же в Алматинской области есть вопросы обучения детей из 70 населенных пунктов, в которых нет школ. 16 385 учащихся нуждаются в подвозе к своим школам, из них 14 301, то есть более 87 процентов, охвачены этой услугой. Для этой цели привлекаются 160 автобусов, из которых 56 единиц числятся на балансе организаций образования. Помимо этого, 71 ученик устроен в интернаты. 111 школьников проживают во время обучения у родственников.
В 531 школе области организовано горячее питание, его получают 266 354, или 86,7 процента от общего количества обучающихся.
Причем 100 процентов детей из социально незащищенных и малообеспеченных семей – то есть 26 325 человек, получают бесплатное горячее питание. В 2015 году на организацию горячего питания было выделено 665 млн тенге. В 93 школах организовано буфетное питание.
На 2015 год запланирована организация отдыха, оздоровления и занятости 290 377 детей 1–10-х классов. Из них в плане по оздоровлению стоят 169 788 детей, а обеспечить занятостью по легкому труду планируется 144 949 детей.


– По каким направлениям обучаются учащиеся, получающие среднее специальное образование? Применяется ли дуальная система образования в регионе?


– В области 70 колледжей готовят специалистов среднего звена по направлениям сельского хозяйства, сферы обслуживания, строительства, технологии машин и оборудования, педагогической, юридической, экономической, медицинской, социальной сферы. Из 70 колледжей 41 является государственным, в том числе 3 (ЛА-155-4, ЛА-155/8, ЛА-155/14) колледжа находятся в закрытой зоне, а 29 являются частными.
В рамках программы индустриально-инновационного развития в технические и профессиональные учебные заведения в 2015–2016 учебном году за счет областного бюджета были приняты 5462 учащихся, в их числе после 9-го класса – 4752, после 11-го класса – 710 учащихся, за счет республиканского бюджета обучаются 200 учащихся после 11-го класса. Государственный заказ по сравнению с прошлым годом повысился на 112 человек.
В 2014–2015 учебном году в колледжах по 115 квалификациям обучались 33 239 учащихся, из них 16 430 по государственному заказу. В 2015 году число выпускников составило
11 136, из них 5107 по государственному заказу. Из общего числа выпускников 8954 закончили по очной форме обучения, из них 5653 трудоустроены, 3346 из них по государственному заказу.
833 выпускника поступили в высшие учебные заведения, а еще 345 вступили в ряды Вооруженных сил РК. 544 выпускника получили отпуск по уходу за ребенком до 1 года, 23 выпускника выехали из Казахстана и остались нетрудоустроенными 1556 человек.
В 2015–2016 учебном году совместно с Палатой предпринимателей составлена «Дорожная карта дуального обучения», куда вошли 18 колледжей области.
По дуальной системе обучения руководителями колледжей с 93 предприятиями подписаны соглашения. Всего по системе обучения охвачено 709 обучающихся по 24 специальностям.
В 70 колледжах области работают 3130 инженерно-педагогических работников, из них 2746 преподавателей и 384 мастера производственного обучения. В 2015 году 1123 преподавателя и мастера производственного обучения прошли курсы повышения квалификации, из них 30 человек в заграничных центрах.
В 2014–2015 учебном году в 51 колледже по 61 специальности проводилась независимая оценка уровня профессиональной подготовленности выпускников. В нем приняли участие 8529 учащихся. От общего количества экзаменуемых 8149 выпускников подтвердили квалификацию и получили сертификаты.
В 2015 году в рамках проекта Всемирного банка по совершенствованию системы профессионального образования и укреплению материально-технической базы современным оборудованием Алматинский экономический колледж выиграл грант (2-й этап ) в размере 40 млн тенге. Из областного бюджета выделено софинансирование в сумме 10 млн тенге.
В этом году из 327 выпускников по дуальной системе обучения 251 был трудоустроен по специальности, а 76 из них поступили в высшие учебные заведения.


– Какие показатели в этом году среди учеников и выпускников средних школ Алматинской области?

 

– Всего по области в 2014–2015 учебном году закончили школы 14 350 выпускников. Из них в ЕНТ принимали участие 9259 выпускников, что составило 64,8 процента. Средний балл ЕНТ в 2015 году – 77, по сравнению с прошлым годом показатель повысился на 4 процента. Из 349 претендентов на знак «Алтын белгі» статус смог подтвердить 191 выпускник. Аттестаты с отличием получили 62 выпускника.
В 2014–2015 учебном году в международных олимпиадах и соревнованиях научных проектов участвовали 276 учащихся, из них 167 стали призерами. Из этого числа 31 завоевал «золото», 44 – «серебро», 92 – бронзовые призовые места. 


– Какова криминогенная ситуация среди несовершеннолетних в учебных заведениях?


– На сегодняшний день по Алматинской области 869 детей поставлены на учет в областной ювенальной полиции. По сравнению с прошлым годом этот показатель уменьшен на 1047 учеников.
За 9 месяцев 2014 года 236 несовершеннолетних нарушили закон, в аналогичный период 2015 года зарегистрировано 138 детей, совершивших преступления. Это говорит о том, что по сравнению с 2014 годом в 2015 году количество преступлений в этой категории уменьшилось на 58 процентов. Если рассмотреть более детально, то в Талдыкоргане за несовершеннолетними числится 26 преступлений, в Илийском районе – 22, в Енбекшиказахском районе – 15, в Уйгурском районе – 10.

Руслан ЕСКЕНДИР, 
Алматинская область




Искать похожие статьи:

Оставьте свои комментарии