Уважаемый читатель!
Поделись интересной новостью со своими друзьями в социальных сетях!

3 августа - Галина Воробьева

5 августа - Евгения Кочевая

6 августа - Федор Денисенко

15 августа - Данаш Хамзина

15 августа- Евгения Ржавцева

20 августа - Анна Потеряева

27 августа - Баня Калиева

27 августа - Арайлым Смагулова

28 августа - Виталий Власенко

29 августа - Ульяна Ашимова

ГлавнаяВласть и дело ⇒ Реализуемый в Казахстане План нации демонстрирует первые результаты

Реализуемый в Казахстане План нации демонстрирует первые результаты

О первых итогах практической реализации Плана нации «100 конкретных шагов» рассказали на площадке СЦК при Президенте РК члены созданной для проведения модернизации Национальной комиссии.


Как подчеркнула член Нацкомиссии и вице-премьер Дарига Назарбаева, реализация Плана нации открывает перед казахстанцами новые возможности.
– Успешная реализация плана нации позволит Казахстану подняться на новый уровень развития, сформировать достойные условия для экономического роста и улучшения жизни всех казахстанцев. План нации настроен на то, чтобы качество жизни казахстанских граждан в перспективе соответствовало высокому уровню жизни и стандартов, которые сегодня заданы в странах ОЭСР. Для каждого гражданина открываются новые перспективы и возможности, аналогичные тем, которые есть в самых развитых странах мира, - сказала она.
При этом заместитель главы кабмина отметила, что с этого года страна живет в условиях новой правовой институциональной базы, сформированной, в частности, принятыми 59 новыми законами и более 400 подзаконными актами. Внедрена новая модель оплаты труда государственных служащих, которая производится в соответствии с достигнутым работником результатом. Кроме того, во всех регионах создана местная полицейская служба, подконтрольная местным исполнительным органам и сообществам. В экономической сфере ведется работа по улучшению инвестиционного климата. Например, действует «одно окно» для инвесторов. Иностранные предприниматели могут получить порядка 350 государственных услуг в одном месте. Проведено реформирование Ассамблеи народа Казахстана, принята новая концепция ее развития. Стартовала реализация масштабного проекта «Большая страна – Большая семья».
– Что касается формирования подотчетного транспарентного государства, на базе ЦОНов начала свою работу государственная корпорация «Правительство для граждан». Теперь все госуслуги предоставляются в одном месте. Расширяются функции местного самоуправления. Так, кандидатуры акимов сельских округов согласовываются на собрании местных общин, после чего их утверждают соответствующие маслихаты. Таким образом, создан прочный фундамент для эффективной реализации Плана нации, – констатировала вице-премьер.
Напомним, что Глава государства Нурсултан Назарбаев представил План нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ в мае прошлого года.

Направление I.
Формирование профессионального государственного аппарата
Первое направление «100 конкретных шагов» предполагает комплексную модернизацию госаппарата. В конце 2015 года принят новый закон «О государственной службе». Реформированием занимается Министерство по делам государственной службы РК, созданное указом Президента в декабре 2015 года.
Всего в рамках первого направления на сегодняшний день реализовано 10 шагов из 15, остальные находятся на разных стадиях исполнения.

Реализованные шаги

Казахстан перешел на карьерный принцип построения системы госслужбы. На первый план выходят компетенции и личные качества служащих, а для карьерного роста обязателен опыт работы на нижестоящих должностях.
С 2016 года изменился процесс поступления на государственную службу, введена трехступенчатая система отбора кандидатов.
При этом претендентам установлен обязательный испытательный срок. Сегодня всего по стране его проходят 518 государственных служащих, в том числе 395 в регионах.
Министерством по делам госслужбы РК утверждены Правила и условия прохождения испытательного срока и порядка закрепления наставников.
Нормы закона «О государственной службе Республики Казахстан» распространены на правоохранительные органы. Граждане, впервые поступающие на правоохранительную службу, проходят тестирование, включая оценку их личных качеств, в Министерстве по делам госслужбы.
На государственной службе сокращены внеконкурсные назначения, в частности упразднен институт кадрового резерва и сокращены случаи переводов. На сегодняшний день все регионы переутвердили новые квалификационные требования. В итоге за январь-февраль текущего года по всей стране в порядке перевода назначены всего 92 человека, по сравнению с 1722 случаями переводов за аналогичный период 2015 года.
В Казахстане разработан и уже действует новый Этический кодекс госслужащего. Во всех государственных органах введена должность уполномоченного по вопросам этики.
Указом Президента также утверждено Положение о советах по этике Министерства по делам государственной службы в областях, городах республиканского значения, столице. Главной их особенностью стало смещение приоритетов от борьбы с последствиями на профилактику нарушений норм служебной этики.
Советы по этике формируются из числа депутатов маслихатов, представителей общественных объединений, неправительственных организаций, СМИ, руководителей госорганов и иных лиц, пользующихся доверием общества и обладающих большим опытом.

Шаги, находящиеся в процессе реализации

Наряду с ротацией служащих корпуса «А» вводится ротация служащих корпуса «Б». Ротация проводится один раз в три года.
Профессионализация государственного аппарата предполагает постоянное развитие знаний и навыков государственных служащих, для чего предусматривается прохождение обязательных курсов повышения квалификации не реже одного раза в три года.
В 2016 году в стране повышению квалификации подлежат 13512 государственных служащих, из которых 17,6% уже прошли обучение (2381человек).
Для обеспечения конкурентоспособной оплаты труда госслужащих с 2017 года планируется перейти на факторно-балльную шкалу оплаты труда. Оплата труда устанавливается дифференцированно в зависимости от характера, объема и результатов выполняемой служащими работы.
В этой связи министерством утверждены Методика оценки деятельности госслужащих корпуса «А» и Типовая методика оценки деятельности госслужащих корпуса «Б». На основе Типовой методики оценки госорганы утверждают собственные методики с учетом специфики своей деятельности.
Также будут введены региональные корректирующие коэффициенты для госслужащих на местах.
Кроме того, кардинально пересмотрены подходы к аттестации госслужащих. Теперь аттестация будет проводиться только по решению Президента РК. В соответствии с решением Национальной комиссии по модернизации срок проведения комплексной аттестации административных государственных служащих корпуса «Б» определен на 2018 год.
Действующим законодательством предусмотрена возможность привлечения опытных специалистов на госслужбу в рамках отбора в кадровый резерв корпуса «А».
Что касается корпуса «Б», то в случае отсутствия необходимых специалистов в госорганах законом разрешается принимать специалистов из квазигосударственного и частного секторов путем проведения общего конкурса.
Кроме того, закон также позволяет привлекать на работу в госорганы иностранных специалистов. Правительством уже утверждены правила привлечения иностранных работников в государственные органы. Согласно этим правилам, должности иностранных работников устанавливаются госорганами Казахстана по согласованию с уполномоченной комиссией по кадровой политике.
Вместе с тем иностранные работники не могут занимать государственные должности, а договор с ними заключается после прохождения ими специальной проверки в КНБ.
Также Парламентом принят закон, согласно которому по решению Национальной комиссии по кадровой политике без конкурсного отбора на госслужбу могут быть приняты международные служащие – граждане Казахстана.
Направление II.

Обеспечение верховенства закона

В Плане нации верховенство закона и правопорядок выделены в отдельное направление, которое включает в себя 19 шагов по его реализации. Предложенные реформы призваны обеспечить модернизацию судебной системы и правоохранительных органов. Почва для будущих изменений подготавливалась на протяжении многих лет. В частности, изучались лучшие международные практики и опыт, а также вопросы внедрения и адаптации их для Казахстана.
Реформы призваны сделать судебную систему в Казахстане более профессиональной, прозрачной и гуманной. За счет отдельных мер судебные процедуры будут выполняться проще и значительно быстрее. Работа судебной системы будет более прозрачной и открытой для общества. Подобные изменения коснутся работы и правоохранительных органов.

Реализованные шаги

С 1 января 2016 года судебная система перешла с пятизвенной на трехзвенную систему: первая инстанция – районные и приравненные к ним суды со штатной численностью 2143 судьи; апелляционная инстанция – областные и приравненные к ним суды со штатной численностью 456 судьей; кассационная инстанция – Верховный суд со штатной численностью 65 судей.
При этом до 1 июля 2016 года Верховный суд будет принимать к рассмотрению заявления об обжаловании судебных актов, вынесенных кассационными коллегиями областных судов, действовавших до 1 января 2016 года.
В рамках нового Гражданского процессуального кодекса расширена до 35,9% сфера приказного производства в общей массе рассмотренных гражданских дел. В 2015 году данный показатель был на уровне 23,3%.
С расширением сферы применения примирительных мер и процедур досудебного урегулирования споров за 2,5 месяца текущего года в 2,2 раза увеличилось число гражданских дел, разрешенных с применением альтернативных способов разрешения спора (медиация, примирение сторон, партисипативная процедура – примирение через адвокатов), и составило 2630, в 2015 году – 1189.
На 30% увеличилось число рассмотренных уголовных дел, которые поступили в суды в порядке упрощенного досудебного расследования, в 8 раз – в согласительном производстве, в 3 раза – в сокращенном порядке.
Данные показатели отразились и на назначении наказаний.
В частности, применение штрафа возросло в 2,8 раза, ограничение свободы – на 70,3%, общественных работ – в 2,8 раза, прекращения производства – на 23%, освобождения от наказания – в 2,2 раза, применение медиативных процедур – на 44,6%.
На 24% уменьшилось количество отмененных и измененных судебных актов по гражданским делам.
За 2,5 месяца текущего года в кассационном порядке поступило 6744 ходатайства, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2015 года.
На рассмотрение, по существу, уже поступило 306 дел (в 2015 году – 267).
К настоящему времени ужесточены квалификационные требования и усовершенствованы механизмы отбора кандидатов на судейские должности. Утвержден график проведения оценки профессиональной деятельности 1220 судей, имеющих 5-летний стаж работы.
Активным образом продолжается внедрение комплексной системы аудиовидеофиксации во всех залах судебных заседаний Казахстана. На данный момент оборудовано уже 75% залов (1050), до конца 2016 года планируется 100% покрытие системой.
Особой новеллой в проводимых реформах стало создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам. При Верховном суде РК создана инвестиционная коллегия для рассмотрения споров с участием крупных инвесторов, а также внесены законодательные поправки, определяющие процедуру рассмотрения подобных споров.
Сокращено участие прокурора в гражданском процессе для упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса.
В итоге с 1 января текущего года с участием прокурора рассмотрено 9932 гражданских дела, что на 34,8% меньше, чем за такой же период 2015 года.
В исключительную компетенцию частных судебных исполнителей передано исполнение большинства исполнительных производств.
В целях совершенствования казахстанского правосудия создан международный совет с участием авторитетных зарубежных судей и юристов для внедрения лучших мировых стандартов. В рамках первого заседания в 2016 году совет рассмотрел проект нового Кодекса судейской этики.
Продолжается гуманизация отечественной судебной системы, в частности расширение применения суда присяжных. В текущем году законодательно определены дополнительные категории уголовных дел, по которым суд присяжных является обязательным. Также получает дальнейшее развитие институт следственных судей, призванный повысить уровень защиты прав граждан в ходе досудебного расследования. В 2016 году следственные судьи были наделены дополнительными полномочиями.
С 1 января 2016 года приступила к выполнению обязанностей местная полицейская служба, аналоги которой хорошо зарекомендовали себя на опыте развитых стран. Решены все ее кадровые вопросы, назначено 25 408 сотрудников. Приобретено 9332 видеорегистраторов для дорожно-патрульной полиции, что составляет 55% от необходимой потребности. До конца года будет поставлено еще 2500 таких устройств.
Кроме того, сотрудники правоохранительных органов теперь включены в единую систему государственной службы.
Помимо этого, завершено формирование общественных советов по рассмотрению жалоб на действия полицейских от населения. Такие органы созданы при центральном аппарате МВД, ДВД городов Астана, Алматы и 14 областей. Соответствующие общественные советы также созданы во всех акиматах областей, городов Астана и Алматы.

Шаги в процессе реализации

В целях повышения уровня подготовки отечественных судей принято решение о создании Академии правосудия, первый набор слушателей в магистратуру академии запланирован на лето 2016 года. В разработке находится новый Этический кодекс судей, на основании которого граждане смогут обжаловать действия судьи в специально созданном жюри при Верховном суде РК. Утверждение нового Кодекса судейской этики планируется на съезде судей в октябре 2016 года.
Помимо этого, в ближайшем будущем планируется создание международного арбитражного центра в Астане.
В конце 2016 года начнет работу интернет-ресурс «Карта уголовных правонарушений», который позволит следить за криминогенной обстановкой в стране и эффективностью работы органов внутренних дел.
Будет продолжена модернизация правоохранительной системы, чтобы поступить на службу в полицию с 1 января 2017 года нужно будет пройти трехэтапную систему компетентного отбора с внедрением специального тестирования и дополнительных проверок.
Также на данный момент проходит работа по улучшению социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и разрабатывается комплексная стратегия реабилитации. Прорабатывается механизм модернизации пенитенциарной инфраструктуры за счет государственно-частного партнерства. Для определения оптимальной формы ГЧП будет продолжено изучение зарубежного опыта.
На данный момент из 19 шагов уже реализованы и вступили в силу более половины, остальные находятся на различных стадиях реализации.
Направление III.

Индустриализация и экономический рост

Это направление является наиболее обширным и включает в себя пятьдесят шагов (35–84). Законодательное обеспечение всех шагов, за исключением единичных, требующих согласования с международными нормами, в основном завершено. Поскольку задачи индустриализации страны предполагают модернизацию и экономический рост, еще рано говорить о каких-то конкретных результатах, но на промежуточных итогах остановиться необходимо.

Шаги в процессе реализации

Значительная работа проделана в сферах земельных отношений, строительства, электроэнергетики, агропромышленного комплекса. Так, в земельных вопросах законодательные изменения вступят в силу с 1 июля 2016 года. В строительной сфере необходимые законы и другие подзаконные акты приняты. Проводится поэтапное внедрение отдельных норм и правил, срок реализации рассчитан до 2020 года, а в отдельных случаях – до 2025 года. В электроэнергетической отрасли внедряется модель «Единый закупщик», заложены основы для внедрения новой тарифной политики. В АПК активно начата работа по привлечению стратегических «якорных» инвесторов для развития производства мяса и молока.
Принимаются меры по расширению транзитно-транспортного потенциала страны, привлечению стратегических «якорных» инвесторов, созданию совместных предприятий в приоритетных отраслях экономики. Казахстан интегрируется в международные транспортно-коммуникационные потоки, строятся транспортные коридоры из Азии в Европу и обратно.
Большой блок заключен в шагах 37–45, которые затрагивают реформы в налоговой и таможенной сферах. В этом ряду отдельно стоят проблемы легализации. Законодательство в сфере легализации имущества и капитала принято, в процессе реализации в него были внесены существенные коррективы, установлены беспрецедентные льготы и гарантии. Сроки легализации продлены до конца текущего года.
В рамках третьей реформы «Индустриализация и экономический рост» в 2015 году приняты 30 законов и 289 подзаконных актов, что позволило приступить к практической реализации мероприятий, одобренных Нацкомиссией по модернизации. В 2016 году будут разработаны и приняты 152 нормативных правовых акта, в том числе 2 кодекса и 4 закона.

Шаги реформы в цифрах и фактах

В целях передачи сельхозземель в частную собственность местными исполнительными органами с 1 июля 2016 года будут выставлены на торги 1,7 млн га. При этом с 1 апреля текущего года в регионах начнется масштабная информационно-разъяснительная работа. Местными исполнительными органами определяются перечни земельных участков сельхозназначения для продажи через аукционы. Больше всего подготовлены площади в Костанайской (316,8 тыс. га), Восточно-Казахстанской (288,2 тыс. га), Жамбылской (167,5 тыс. га) областях.
В строительной сфере кардинально сокращены сроки предоставления исходно-разрешительных документов с 40 до 17 рабочих дней, согласования эскизного проекта – с 60 до 15 рабочих дней, 50% проектов переданы в конкурентную среду экспертных работ, внедрен ресурсный метод и начат переход на систему Еврокодов.
До 1 января 2016 года в конкурентной среде находилось всего 20% экспертизы проектов, с начала этого года в конкурентную среду дополнительно передано еще 30% (всего – 50%).
В дальнейшем ежегодно в конкурентную среду будет передаваться по 10% экспертизы проектов и к 2020 году частные аккредитованные организации будут проводить экспертизу до 90% от общего числа проектов.
В ведении государственной экспертизы останутся лишь 10% технологически сложных проектов.
В настоящее время уже аккредитовано 42 негосударственные экспертные организации. Создана Палата экспертных организаций при НПП. Создан единый портал для проведения комплексной вневедомственной экспертизы по принципу «одного окна» приемки проектов строительства.
На сегодня аккредитованными организациями приняты к работе 215 проектов. Количество документов, необходимых для таможенного декларирования, сокращено до 4 документов на импорт и 3 документов на экспорт. Реализован проект по посттаможенному оформлению «Зеленый коридор для 300 крупных налогоплательщиков».
По состоянию на 18.03.2016 года поступило 81 683 заявления (декларации) на сумму 1 220,8 млрд тенге, в том числе легализовано 997,4 млрд тенге.
По легализации имущества, находящегося на территории РК, в комиссии при местных исполнительных органах и в органы государственных доходов поступило 81 128 заявлений (деклараций) на легализацию имущества на общую сумму 824,7 млрд тенге.
Легализовано 76 689 объектов и ценных бумаг на сумму 611,3 млрд тенге.
По легализации имущества, находящегося за пределами РК, в органы государственных доходов поступило 48 заявлений (деклараций) на легализацию имущества на общую сумму 1755,3 млн тенге.
Легализовано 47 объектов и ценных бумаг на сумму 1176,5 млн тенге.
По данным отчета НБ РК банками второго уровня по состоянию на 17.03.2016 года открыто 542 счета на легализацию денег на общую сумму 423,9 млрд тенге (из которых снято со счетов 370,8 млрд тенге).
По данным отчета 1-Н по состоянию на 18.03.2016 года по коду 206110 «Сбор за легализацию имущества» в бюджет фактически поступило 3,4 млрд тенге с начала акции по легализации.
В рамках внедрения стандартов ОЭСР по антимонопольному регулированию сокращен реестр доминантов с 900 субъектов рынка до 254 субъектов. С 1 января 2017 года данный реестр будет отменен.
Для создания инвестиционного климата, соответствующего стандартам ОЭСР, с 1 января 2016 года запущено «одно окно» для предоставления инвесторам свыше 350 госуслуг. Создан правительственный совет по вопросам привлечения инвесторов. Аналогичные советы созданы во всех регионах под руководством акимов, открыты сектора обслуживания инвесторов в ЦОНах.

ТНК и стратегические «якорные» инвесторы

В 2015 году запущено 4 новых производства с участием «якорных» инвесторов и ТНК на общую сумму 130 млн долларов США, реинвестировано 6 компаниями на общую сумму 113 млн долларов США.
В сфере энергосбережения и энергоэффективности начата работа со стратегическим партнером – агентством DENA (Германия). В 2016 году подписан первый энергосервисный договор между АО «Казпочта» и ТОО «Led System Media».
Реализуется программа АО «НУХ «Байтерек» «Национальные чемпионы» в пищевой промышленности (16 компаний), машиностроении (6 компаний) и производстве строительных материалов (5 компаний), которая обеспечит дополнительный годовой объем экспорта 35 млрд тенге и замещение импорта на 66 млрд тенге, а также позволит создать 4600 новых рабочих мест.

Транспорт и логистика

Законом «Об автомобильных дорогах РК» АО «НК «КазАвтоЖол» определен национальным оператором по управлению автомобильными дорогами. Проведены переговоры с Эксим банком КНР по привлечению 2,6 млрд долларов на реконструкцию 4 автодорожных проектов: Талдыкорган – Калбатау – Усть-Каменогорск, Калбатау – Майкапшагай, Мерке – Бурылбайтал и Ушарал – Достык.
В рамках создания мультимодального транспортного коридора «Евразийский трансконтинентальный коридор» начата реализация проекта по созданию международно     й логистической зоны в порту г. Ляньюньган. Создан Координационный комитет (консорциум) по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута с железнодорожными администрациями и торговыми портами стран-участниц (Казахстан, Азербайджан, Грузия, Турция, Китай).
В 2015 году в транзитном сообщении достигнут рост контейнерных перевозок по направлению Китай – ЕС – Китай до 47,4 тыс. ДФЭ, что в 2 раза выше показателя 2014 года. В 2016 году ожидается повышение данного показателя почти в 2 раза к уровню 2015 года до 94,6 тыс. ДФЭ.
Для внедрения стандартов ЕС в гражданской авиации достигнуто соглашение о сотрудничестве с Британским агентством гражданской авиации. 10 декабря 2015 года Европейской комиссией сняты все ограничения с авиакомпании «Эйр Астана» по полетам в страны ЕС.
В целом реализация реформы идет своим чередом. Однако следует отметить, что население страны еще не в полной мере информировано о проводимой работе. Более подробную информацию о каждом шаге можно получить у непосредственных исполнителей.

Реформы в сфере образования

С целью перехода с 1 сентября 2016 года на 12-летнее обучение для 1-х классов во всех школах страны разработаны 24 учебные программы начальной школы, 84 учебные программы основной и старшей школы, подготовлено 22 методических пособия и более 30 рекомендаций для учителей общеобразовательных школ. На сегодня 117 организаций образования страны реализуют трехъязычное образование.
Для подготовки кадров ГПИИР 11 базовыми вузами заключены соглашения о сотрудничестве с 78 зарубежными университетами.
Для обеспечения перехода с 2017 года к бесплатному профессионально-техническому образованию по проекту Всемирного банка «Модернизация ТиПО» 6 колледжей получили гранты на сумму 425 млн тенге.
Для подготовки квалифицированных кадров в 10 ведущих колледжах холдингом «Кәсіпқор» совместно с зарубежными партнерами на основе модульного подхода разработано 45 новых образовательных программ.
Разработан Стратегический план развития базовых колледжей на 2016–2019 годы, предусматривающий ключевые направления развития технического и профессионального образования.
Для подготовки квалифицированных кадров в 11 ведущих вузах заключены соглашения о сотрудничестве с 78 зарубежными университетами, утверждены 24 инновационные образовательные программы, разработанные с участием экспертов зарубежных вузов-партнеров и работодателей. Разработаны 45 образовательных программ, которые будут внедрены во всех базовых колледжах.
Кроме того, 117 организаций образования страны реализуют трехъязычное образование.
На основе CEFR (CEFR – Общеевропейские компетенции владения иностранным языком) разработан Стандарт непрерывного уровневого обучения государственному языку в системе «детский сад – школа – колледж». Проводится апробация уровневых учебников по казахскому языку, начата разработка уровневой модели обучения русскому языку. В системе высшего образования внедрена уровневая модель изучения языков в соответствии с международными стандартами. Реформы в сфере медицины.

Трудовой кодекс (80–84-й шаги)

В рамках законов «Об обязательном социальном медицинском страховании» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного социального медицинского страхования» предус­мотрено введение ОСМС с 1 января 2017 г.
Мероприятия по внедрению обязательного социального медицинского страхования в Казахстане осуществляются согласно «Дорожной карте», утвержденной 18 декабря 2015 года. В соответствии с ней предстоит в текущем году разработать нормативно-правовую базу, создать фонд социального медицинского страхования (далее – ФСМС).

Развитие частной медицины

Доля частного сектора среди поставщиков услуг гарантированного объема бесплатной медицинской помощи увеличилась с 32,8% в 2015 году до 36,1% в 2016 году.
В рамках Комплексного плана приватизации в IV квартале 2015 года приватизированы два объекта республиканской собственности: АО «Казахский научный университет непрерывного образования» и РГП на ПХВ «Высшая школа общественного здравоохранения». В перечень крупных организаций, подлежащих приватизации в 2016–2020 годы, в приоритетном порядке вошли ТОО «СК – Фармация», АО «Казмедтех», АО «Национальный научный медицинский центр», проводится работа по определению стратегического партнера.
Создан Центр развития корпоративного управления. Продолжается процесс перехода медицинских организаций в государственные предприятия на праве хозяйственного ведения с наблюдательными советами. В 2015 году переведены на право хозяйственного ведения три предприятия, в 2016 году в шести будут созданы наблюдательные советы.

Внедрение адресной социальной помощи

Принятый закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты населения» вводится в действие с 1 января 2018 года.
В 2015 году в проекте «Өрлеу» приняло участие 20,2 тыс. человек. Реализация проекта способствовала увеличению среднедушевого дохода участников проекта более чем в 2 раза по сравнению с периодом до участия их в проекте; вовлечению порядка 90% трудоспособных участников в меры содействия занятости; сокращению получателей АСП и ГДП в целом по стране на 31,8% и 2,1% соответственно.
На реализацию пилотного проекта из республиканского бюджета на 2016–2017 годы выделены целевые текущие трансферты в сумме 1,4 млрд тенге ежегодно.

Трудовой кодекс РК

Внедрение нового Трудового кодекса способствует решению давних проблем, таких как выплата зарплат в конвертах, неформальная занятость, устройство на работу без трудовых договоров. Кроме того, предусматривается комплексный подход к решению вопроса трудоустройства лиц с ограниченными физическими возможностями.

Развитие науки и коммерциализация научной деятельности (63–64-й шаги)

В рамках нового закона «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» четко определены роли министерств образования и науки, по инвестициям и развитию в единой системе реализации научных проектов и их коммерциализации.
Начата реализация проекта по коммерциализации 5 научных разработок отечественных НИИ.
В «Астана бизнес кампус» Назарбаев Университета будут размещены научные центры и лаборатории для проведения совместных научно-исследовательских проектов и опытно-конструкторских работ, а также их дальнейшей коммерциализации.

Повышение прозрачности в сфере недропользования

Благодаря реализации данных инициатив в Республике Казахстан может быть осуществлен переход на международные стандарты публичной отчетности CRIRSCO и SPE-PRMS, в результате чего повысится инвестиционная привлекательность минерально-сырьевого комплекса, будет обеспечено соблюдение паритета между интересами государства (по учету полезных ископаемых, сохранению налогооблагаемой базы, численности рабочих мест) и интересами недропользователей.
Также планируется, что разрабатываемый на данный момент Кодекс о недрах закрепит некоторые нововведения: больше гарантий инвесторам, полный переход на австралийский метод правового регулирования, полный доступ к геологической информации, внедрение международных стандартов, развитие фондового рынка юниорских компаний и многие другие.
В рамках исполнения 75-го шага 17 июля 2015 г. на МВК одобрена концепция проекта Кодекса РК «О недрах и недропользовании».
В конце 2016 года планируется внедрение интерактивной карты, обеспечивающей техническое сопровождение для оказания оперативных и качественных услуг по предоставлению права недропользования, а также создание современной геологической электронной базы по лучшим аналогам в мире.

Создание международного финансового центра «Астана»

28 декабря 2015 года АО «Администрация МФЦА» зарегистрировано в департаменте юстиции города Астаны. 30 декабря 2015 года АО «Администрация МФЦА» осуществило государственную регистрацию выпуска ценных бумаг.
В соответствии с конституционным законом АО «Администрация МФЦА» обеспечивает условия для деятельности органов и участников МФЦА, их работников и представляет их интересы в пределах своей компетенции.
Планируется внедрить обеспечение транспортной доступности г. Астаны с основными финансовыми центрами мира.

В рамках четвертого направления Плана нации «100 конкретных шагов» на стадии реализации находится 5 пунктов
В конце 2015 года Президент Казахстана Н.Назарбаев утвердил Концепцию укрепления и развития казахстанской идентичности и единства на базе ценностей общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел». Ведущая роль в плане переформатирования общественного мышления и укрепления всеказахстанской культуры отводится Ассамблее народа Казахстана.
В этой связи АНК занимается решением ряда принципиальных задач.
Во-первых, деятельность госорганов всех уровней и институтов гражданского общества направлена на укрепление и развитие нового казахстанского патриотизма «Мәңгілік Ел». В стране выстраивается такая система государственного управления, при которой институты власти полноценно взаимодействуют с населением.
Во-вторых, приоритетным для республики является создание общества труда и профессионалов, в котором культивируются такие ценности, как семья, дружба, единство, а также трудолюбие, честность, интеллект, трехъязычие.
В республике разработана и действует «Дорожная карта развития трехъязычного образования» до 2020 года. Реализация модели трехъязычия помимо укрепления значения казахского языка позволит сохранить сложившуюся в стране полиэтничность и одновременно открывает доступ к инновационным знаниям.
Кроме того, с 2017 года в Казахстане начнет действовать новый проект – «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».
В-третьих, перед Казахстаном стоит задача по формированию поколения «Мәңгілік Ел», сплоченного вокруг стратегических целей развития страны, воспитанного на принципах казахстанской идентичности и единства, нового казахстанского патриотизма.
В-четвертых, перед обществом стоит задача по качественной реализации государственных программ и проектов, направленных на укрепление исторической памяти и духовно-культурного наследия народа, а также мер по развитию светского характера государства, основанного на принципах духовного единства казахстанского общества.
На сегодняшний день достигнуто десять базовых результатов.
1. Впервые АНК заработала как новый эффективный социальный лифт.
2. Начал работать гражданский общественный кадровый резерв АНК. Это 962 этнокультурных объединения во всех регионах, они входят в областные ассамблеи.
3. Создана и работает общереспубликанская инклюзивная сеть медиации АНК.
Она решает вопросы профилактики, предупреждения и разрешения конфликтов, а также укрепления общественного согласия.
4. АНК начала впервые работать как новая общественная служба гражданского представительства. Она выполняет две важные функции: отображает политическую целостность народа и вбирает в себя всё этническое и конфессиональное многообразие.
5. Благотворительность стала структурированной общественной функцией при координации АНК.
Сформирован пул из 300 крупных меценатов и благотворителей, создана республиканская база данных нуждающихся в помощи.
6. Сектор НПО становится сектором реальной социальной занятости. Сформировался новый вид общественных отношений: социальное предпринимательство, социальный менеджмент.
7. Молодежная политика трансформирована в новую модель социализации – «молодежный форсайт». Это новый интеллектуальный лифт, который строится на трех ключевых основах: формирование экономической и социальной автономности и самодостаточности молодежи; формирование инновационного типа развития молодежи – глобальной конкурентоспособности; развитие социально-трудовой мобильности молодежи.
8. Сформирован новый культурный вектор Казахстана на принципах доступности, конкурентоспособности, интеграции в мировое пространство и бизнес-решений.
9. В сфере образования и науки формируется корпус функциональной грамотности.
Для подрастающего поколения выстраивается принципиально новая полиязычная, научно-образовательная и культурно-воспитательная среда.
Для этой цели принята Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы.
10. На новых принципах выстроена полномасштабная информационно-коммуникативная среда «государство – общество» для поддержки реформ и участия в их реализации.
Четвертая реформа предусматривает прежде всего новые общественные отношения, новые функции и институты гражданского общества и государства.
В целом практика показала, что реализация всех пяти институциональных реформ является целостным взаимозависимым процессом. Успех каждой реформы зависит от успешной реализации всех остальных.
Направление V.

Формирование подотчетного государства (шаги 91–100)

По направлению «Формирование подотчетного государства» имеется 10 шагов. На данный момент все находятся на этапе реализации.
Формирование транспарентного и подотчетного государства способствует активному привлечению граждан в процесс принятия государственных решений и повышения гражданской активности населения и бизнес-сообщества. Эта работа в будущем потребует перераспределения властных полномочий в стране в целом: от Президента – к правительству, Парламенту, от правительства – к местным органам, от областных руководителей – к местному самоуправлению.
Сокращены промежуточный контроль и отчетность, ограничено информирование правительства по реализации государственных и правительственных программ, что позволяет сократить «горизонтальную» переписку между госорганами. Нормативно подготовлена основа для закрепления конкретных целевых индикаторов при разработке меморандумов госорганами, а также акимами по ключевым целевым индикаторам по итогам достижения меморандумов.
Для оценки деятельности правительства Главой государства утверждены 7 ключевых комплексных индикаторов для правительства, направленных на обеспечение роста экономики и повышение качества жизни казахстанцев.
На основе данных комплексных индикаторов для каждого министра и акима установлены конкретные индикаторы результативности их работы, целевые значения которых утверждены в меморандумах.
Согласно 92-му шагу сокращено количество государственных программ, утвержден перечень правительственных программ и поставлен на утрату перечень отраслевых программ.
Укрупнение бюджетных программ в 2016 году сократило количество республиканских бюджетных программ с 519 до 221.
В целях реализации 93-го шага принят закон РК «О государственном аудите и финансовом контроле». Закон систематизирует роли проверяющих органов, их задачи с внедрением механизмов персональной ответственности. Самое главное – закон позволит перейти от констатации фактов нарушений к анализу причинно-следственной связи между совершенными правонарушениями и причинами их возникновения. Закон разработан с учетом опыта стран – членов ОЭСР и предложений Национальной комиссии по 93-му шагу Плана нации. Основной целью закона является создание комплексной системы государственного аудита с учетом опыта правоприменительной практики действующей системы финансового контроля.
Отметим также, что Счетный комитет наделен семью новыми функциями, основные из которых – предварительная оценка проекта республиканского бюджета, аудит консолидированной финансовой отчетности республиканского бюджета, аудит соответствия формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан.
Произошло и повышение статуса служб внутреннего контроля. Идет внедрение системы контроля качества проведения аудита. Контролю качества подлежат все этапы аудиторской, экспертно-аналитической деятельности органов государственного аудита и финансового контроля, вся деятельность государственных аудиторов, в том числе материалы (заключения), выданные по результатам государственного аудита, проведенного государственными аудиторами, привлеченными в качестве специалистов правоохранительными органами и судом.
Также планируется ввести обязательную сертификацию госаудиторов через Национальную комиссию, предусмотрена и персональная ответственность государственных и частных аудиторов за качество проведенного аудита.
Внедрен камеральный контроль в целях профилактики нарушений без выхода на объект контроля. Разработано и утверждено 30 подзаконных актов, организованы выездные семинары и обучено более 3000 работников системы.
Счетным комитетом проводятся организационные мероприятия по наполнению Единой базы данных (ЕБД) информацией по перечням объектов государственного аудита, результатам государственного аудита и данным рекомендациям. ЕБД интегрируется с системой «электронного правительства».
Планируется, что внедрение новой системы государственного аудита позволит: исключить сплошной контроль; внедрить камеральный контроль для органов внутреннего госаудита; добиться четкого разграничения полномочий; усилить экспертно-аналитическую деятельность Счетного комитета; установить полный контроль за эффективным использованием средств из бюджета; передать на аутсорсинг ежегодный аудит субъектов квазигосударственного сектора по использованию средств бюджета.
Внедренный пилотный камеральный контроль позволил предотвратить необоснованное использование бюджетных средств в сумме 2,6 млрд тенге.
Частично реализован и 94-й шаг, отвечающий за внедрение «открытого правительства».
16 ноября 2015 года Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев подписал закон Республики Казахстан «О доступе к информации».
Целью закона является реализация конституционного права каждого свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом.
По 94-му шагу для формирования «открытого правительства» принятые меры направлены на регулирование общественных отношений, возникающих в результате реализации конституционного права каждого свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом.
Так, в 2014 году были запущены «открытые данные» и «открытые НПА». В 2015 году запустили компоненты «открытых бюджетов» и «открытого диалога». Подготовлена законодательная база.
Интернет-портал «Оценка эффективности деятельности государственных органов» находится на стадии разработки, и в соответствии с законом «О доступе к информации» должен быть запущен с 1 января 2017 года.
Один из главных плюсов реализации данного шага в том, что у казахстанцев появилась возможность обратиться напрямую к первым руководителям (министрам) центральных государственных органов страны в режиме online.
Кроме того, граждане РК теперь могут получить информацию в виде открытых данных, участвовать в обсуждениях законопроектов, бюджетного планирования, обращаться с вопросами и запросами к первым руководителям ГО, оценивать работу государственных органов и т.д.
Согласно 95-му шагу, предусматривающему обязанность руководителей центральных исполнительных органов, акимов всех уровней, ректоров национальных вузов и руководителей автономных организаций образования ежегодно проводить отчетные встречи с населением, уже в текущем году проведены соответствующие мероприятия.
Первая информация, в частности отчеты о реализации бюджетных программ за 2015 год, будет размещена на портале к 1 мая 2016 года.
В свою очередь, 96-й шаг обеспечивает онлайн-доступность статистических баз данных центральных госорганов в рамках 4 компонентов «открытого правительства» – «открытые данные», «открытые НПА», «открытые бюджеты», «открытый диалог». Для населения будет публиковаться вся бюджетная и финансовая отчетность, результаты внешнего финансового аудита, итоги оценки эффективности государственной политики, результаты общественной оценки качества госуслуг, отчет об исполнении республиканского и местного бюджетов.
По 97-му шагу ведется работа в соответствии с Планом законопроектных работ на 2016 год, которая позволит передать госфункции в конкурентную среду, развить саморегулирование и местное самоуправление.
Частичная работа проделана в рамках закона «О саморегулировании» и сопутствующего ему закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам саморегулирования».
В настоящее время разрабатывается проект закона, которым планируется внести понятия, раскрывающие суть поставленной задачи по передаче несвойственных государству функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям, а также базовые положения по проведению необходимого анализа и проработке вопросов для определения способа их передачи (аутсорсинг, госзадание, госсоцзаказ, саморегулирование, за счет средств услугополучателей).
В рамках реализации 97-го и 98-го шагов в 2015 году в законодательные акты по вопросам местного самоуправления внесены поправки по расширению финансовой и экономической самостоятельности органов местного самоуправления.
Дополнительно переданы сельским акимам два вида налогов – земельный и транспортный с юридических лиц, поступления от штрафов за нецелевое использование и незаконное занятие земельных участков на территории населенного пункта.
Предусмотрено поэтапное наделение органов местного самоуправления функциями по управлению самостоятельным бюджетом и собственностью местного самоуправления. Также приняты меры на поэтапное расширение финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
99-й шаг подразумевает усиление роли общественных советов при госорганах и акимах. В конце прошлого года был подписан закон РК «Об общественных советах», определяющий порядок формирования и организацию деятельности общественных советов.
Принятые НПА для реализации 99-го шага переводит общественные советы в негосударственные институты влияния общества на дела государства, форму взаимодействия общества и власти, консультативно-совещательный, наблюдательный орган, повышающим прозрачность принятия государственных решений, а также закрепляют порядок организации и проведения общественных слушаний.
Ожидаемым положительным результатом должна стать возможность выражать мнение гражданского общества по всем наиболее важным, общественно значимым вопросам. Планируется, что простые граждане смогут влиять на положение дел в стране и поднимать актуальные вопросы.
100-й шаг касается внедрения гос­корпорации «Правительство для граждан», которая станет единым провайдером государственных услуг. Постановление вступило в силу 1 марта текущего года, и сейчас ведутся необходимые мероприятия.
Важным принципом работы Госкорпорации станет переход к комплексной поддержке жизненных ситуаций, возникающих у граждан. Ожидается, что при реализации данного шага за счет оказания платных услуг и дальнейшей оптимизации расходов госкорпорации, нагрузка на республиканский бюджет будет планомерно уменьшаться.
Среди других плюсов можно выделить:
– кардинальное улучшение качества и сокращение сроков оказания госуслуг;
– централизованную систему полного цикла работы с клиентом, включая услуги сервисных компаний;
– единые стандарты качества обслуживания по всем государственным услугам;
– прозрачность всех процессов оказания услуг;
– повышение доступности госуслуг, в том числе с использованием различных каналов доступа.

Оксана Давыдова,

фото Советбека МАГЗУМОВА, Астана

Комментарии

Талгат Донаков, министр по делам государственной службы РК:
– В Министерстве по делам госслужбы по решению Президента РК создан департамент антикоррупционной политики, внедрены институты проверки коррупции. Новый закон о государственной службе теперь распространяется на лиц, проходящих правоохранительную службу. Такие лица с 2017 года будут проходить тестирование на знание законодательства и оценку личных качеств.
Серик Суйнбаев, секретарь общественного совета Министерства внутренних дел РК:
– В рамках реализации 31-го шага Плана нации
в министерстве создан общественный совет. Два раза
в месяц, второй и четвертый четверг с 16.00 до 18.00,
его члены будут вести личный прием граждан.
Для этих целей в центральном здании МВД выделен отдельный кабинет с компьютерной техникой и телефоном.
Ерболат Досаев, министр национальной экономики РК:
– Если коснемся легализации, то на 18 марта 2016 года поступило 81 700 заявлений на сумму 1 триллион 221 миллиард тенге, из которых на сегодня легализовано почти на 1 триллион тенге, в том числе денег на 385 миллиардов тенге. 76 700 – это объекты ценных бумаг на сумму 612,5 миллиарда тенге.

Марат Бекетаев, заместитель руководителя администрации
Президента РК:

– Существенно расширены полномочия частных судебных исполнителей. За 2,5 месяца текущего года поступило 250 тыс. дел. Это в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. В то же время государственным судебным исполнителям за этот же период по сравнению с прошлым годом поступило почти в 4 раза меньше документов – 47 тыс. дел. В течение трех лет число государственных судисполнителей будет сокращено на 70 процентов.

Жазбек Абдиев, заместитель руководителя департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде РК:
– С 1 января 2016 года начался практический этап выполнения Плана нации «100 конкретных шагов». Все 11 шагов второй реформы, закрепленных в Плане нации за Верховным судом, в законодательной плоскости реализованы. Работа проведена в соответствующие сроки и на должном уровне. Практически все нововведения по судам, заложенные в Плане нации, заработали с начала 2016 года. Вкупе они существенно модернизировали национальную судебную систему.
Ержан БИРЖАНОВ, директор департамента развития и модернизации комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан:
– Процесс завершения легализации специально был приурочен к началу всеобщего декларирования. Таким образом государство предоставляет возможность потенциальным субъектам легализации успеть узаконить и легализовать свое имущество. Потому что с 2017 года начнется взаимообмен с другими странами на предмет наличия имущества и денег по всем гражданам Казахстана.

 




Искать похожие статьи: года, реализации, году, государственных, тенге, рамках, органов, нации, млрд, работа

Оставьте свои комментарии