Уважаемый читатель!
Поделись интересной новостью со своими друзьями в социальных сетях!

6 - Юлия Рожкова

8 - Елена Мертюкова

9 - Лариса Беляева

15 - Николай Иванов

17 - Валерий Шарипов

18 - Роза Шакенова

18 - Николай Дроздецкий

20 - Жадыра Канафина

25 - Танат Сугурбаев

26 - Кайролла Муканов

29 - Бакытжан Дуйсенова

29 - Закиржан Мамлютов

ГлавнаяОбщество ⇒ Ремесленники Казахстана возрождают популярность казахской диадемы

Ремесленники Казахстана возрождают популярность казахской диадемы

Павлодарская мастерица с помощью подручных материалов воссоздает собственные прототипы редких старинных казахских головных уборов и украшений для женщин. Особенно ее интересует тәті – казахская диадема, которую сегодня незаслуженно забыли.


Впервые это украшение Майса Икласова увидела в запасниках алматинского музея, когда училась на театрального художника. Но тогда она была увлечена другим – молодую девушку больше занимали орнаменты, вернее, их значение. Это сегодня мало кто задумывается над смыслом узорных сочетаний, а наши предки вкладывали в орнамент особый смысл, потому что каждый узор что-то значит, а кроме того, защищает своего владельца от темных сил.
Сегодня информации о тәті очень мало, но это не останавливает мастерицу, которая по-настоящему увлеклась этим забытым украшением. Она находится в постоянном поиске старых фотографий, специальной литературы по истории национального казахского костюма, где можно найти хоть какое-то упоминание о тәті. Считается, что больше всего это украшение было распространено в сакские времена, тогда оно могло иметь и другие формы. Например, знаменитая каргалинская диадема, выполненная из золота и драгоценных камней, была сделана в форме разомкнутого обруча. В той или иной форме диадема сохранилась у многих тюркских народов. Есть нечто подобное и у узбеков, правда, у них это украшение можно было бы назвать надбровником, поскольку оно имело изогнутую форму, повторяющую контур бровей.
– Тәті – это казахская диадема, которая в большинстве своем украшала головы невест, – рассказывает павлодарская мастерица. – Почему «в большинстве своем»? Потому что у этого головного убора очень много разновидностей. Был даже повседневный вариант тәтi – это повязка для лба, которая не только защищала глаза от падавших на лоб волос, но и выполняла эстетическую функцию. В древности такие повязки шили из шелка или бархата, делали на ней вышивки золотой нитью. Более праздничный вариант тәті – это роскошная корона из самоцветов и драгоценных камней. Вот ее и надевали на свадьбу. Собранная из драгоценных и полудрагоценных камней, она могла стоить целое состояние, как и саукеле, цена которого иногда достигала стоимости табуна лошадей. Это было своего рода наследством молодой женщины.
Кстати, в последнее время мастеру заказывают именно саукеле для невест. Как говорит Майса Икласова, современные казахские невесты стали все чаще и чаще предпочитать традиционной фате свадебные головные уборы, которые носили их предки.
– Мне бы очень хотелось, чтобы и тәті заняло свое место в линейке свадебных аксессуаров, – мечтательно говорит Майса Икласова. – Казахи использовали шапки не только для того, чтобы защититься от холода, но и, например, для того, чтобы продемонстрировать свой социальный статус или семейное положение. Очень часто шапки выполняли роль оберега. Вы замечали, что у казахов очень многие головные уборы имеют коническую форму? Это тоже было неспроста. Считалось, что конус связывает человека с космосом, дает ему вселенский разум. Именно поэтому у казахов не принято бросать свою шапку куда ни попадя – снимая, ее старались положить на какое-то высокое место. Считалась также дурным предзнаменованием необходимость отдать собственную шапку другому человеку – в этом случае прежний хозяин шапки лишался своей защиты.
Но вновь и вновь Майса Икласова возвращается к тәті. Ей удалось узнать историю того тәті, которое увидела в студенческие годы во время посещения запасников алматинского музея. Есть сведения, что это украшение принадлежало жене последнего хана Великой степи Жангира – Фатиме. Именно у Фатимы был особый вид диадемы, которая напоминала не корону, а расшитую драгоценными камнями и украшенную подвесками шапочку.
Может, и Майса Икласова когда-нибудь смастерит нечто подобное. А пока она с помощью проволоки и бусин, имитирующих жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, создает ажурные диадемы- короны. У нее уже собрана целая коллекция. Майса Икласова не исключает возможность проведения специальной выставки, но в перспективе. 

Ирина ВОЛКОВА, 
фото Галины ЕГОРОВОЙ, Павлодар 




Искать похожие статьи:

Оставьте свои комментарии