Уважаемый читатель!
Поделись интересной новостью со своими друзьями в социальных сетях!

14 - Алия Икамбаева

16 - Елена Кузнецова

17 - Сергей Шут

19 - Айымгуль Абилева

19 - Амангельды Бекмуратов

21 - Дмитрий Ройз

22 - Анна Куликова

26 - Андрей Фролов

28 - Галия Нурушкина

28 - Валентина Петрова

ГлавнаяПерсона ⇒ Затаевич и Садвакасов - творческий тандем

Затаевич и Садвакасов - творческий тандем

История независимости Казахстана создается сегодня. Впервые концептуально стало возможным говорить о взаимовлиянии между этнической и государственной идентичностью. Заметны успехи исторической науки в заполнении «белых пятен» и возвращении имен деятелей Алаш первой трети ХХ века. В их когорте – наш земляк, уроженец аула Жаркын ныне Акжарского района Северо-Казахстанской области Смагул Садвокасов (1900-1933 гг.). Его имя в советских изданиях трактовались как «враг народа», но открытие архивов по Указу Президента страны Н.А.Назарбаева вернуло обществу ранее неизвестные данные. СМИ публикуют альтернативные материалы, чтобы читатель мог самостоятельно понять роль и взгляды отдельных личностей и партий.
 

Североказахстанцам будет интересно узнать, что обнаружена редкая фотография группы казахских исполнителей с известным собирателем фольклора, музыкантом А. В. Затаевичем. Она датируется 1927 годом и запечатлела труппу казахского театра на выезде в Москве, где успешно прошел этнографический концерт.
Любопытный факт: на снимке изображение Смагула Садвокасова и Жумата Шанина было специально затерто, однако исследователям удалось найти такое же фото, где они - в центре снимка. Оба – руководители республики в сфере культуры.

Мои поиски в отделе редкой книги Национальной библиотеки (Алматы) увенчались любопытной находкой, подтверждающей знакомство А. Затаевича и С. Садвокасова. В примечаниях к своему сборнику «1000 песен киргизского (казахского. – Г.М.) народа (напевы и мелодии)», вышедшему в Оренбурге в 1925 г., Затаевич прямо указал, что Смагул Садвакасов (написание фамилии дано так, как в оригинале) «…сообщил мне другой вариант песни «Марш Кенесары». То есть, несмотря на занятость, Смагул уделял время и музыкальной культуре и обладал большими познаниями в этой сфере.

В данной связи надо заметить, что о марше Кенесары из сборника Затаевича упоминается лишь в диссертации Елтока Дильмухаметова, которая была успешно защищена в Ташкенте в 1946 г. (Оппонентом диссертанта был казахский историк Е. Бекмаханов). Имя С. Садвокасова как источник по известным причинам диссертант не указал. Судьба распорядилась так, что защиту аннулировали, оппонент получил по приговору 25 лет каторги.

Как же произошла встреча маэстро с Садвокасовым? Известно, что с респондентами Затаевич встречался и в Оренбурге, первой столице Казахстана, куда перебрался из Варшавы в 1920 году, и в Москве. Смагул Садвокасов трудился в обоих городах как член ВЦИК с 1921 года, председатель Госплана Казахской автономии (до 1925 г.). В эти годы он – заметная фигура во главе молодежного движения (комсомол), редакций газет, встречается с музыкантами и актерами, педагогами. Он в эпицентре территориального размежевания республик Средней Азии 1924-1925 гг. Назначен на должность заместитель наркома просвещения Казахстана (1923 - 1924 гг.). В 1925 – 1927 гг. С. Садвокасов возглавлял Наркомпрос республики, участвовал в создании национального театра и первого казахского вуза. Документально это подтверждается находкой текста его речи в Ташкенте в 1926 г., на собрании в честь первой годовщины Казпедвуза, где он упоминает о сборнике Затаевича.

Книга Затаевича, о которой идет речь, уникальна потому, что в ней звучит не только музыка степи, положенная на ноты, но и фамилии тех, о ком режим заставил впоследствии молчать. Но – рукописи не горят! Благодаря тщательным комментариям Затаевича, а он в период работы в Оренбурге подружился с видными интеллигентами: Бахытжаном Каратаевым, Ахметом Байтурсыновым, Алмой Уразбаевой, Назипой Кулжановой, Сакеном Сейфуллиным, Ныгметом Нурмаковым, Ильясом Джансугуровым, Алиби Джангильдиным, Сарой Есовой, Мухамеджаном Сералиным, Беимбетом Майлиным, Жусипбеком Аймауытовым, Темирбеком Жургеневым, Оразом Джандосовым, Сабитом Мукановым (тогда – студент оренбургского рабфака) и др., - возможно узнать круг его респондентов.

Например, в сборнике «1000 песен» подробно повествуется о кокчетавце Ибрае (Сандыбаеве). О нем Затаевичу рассказывал Сакен Сейфуллин, сообщивший, что Ибраю уже 65 лет, но недавно он выступил в Петропавловске с новой песней «Калдырган». В песне он завещает сыну свое «царство песни». Слушатели полюбили другую его песню «Дуние» («Жизнь»). В сборниках Затаевича есть информация о других народных исполнителях: Жаяу Муса, Мухит, Балуан Шолак, Биржан сал, Кенен Азербаев, Курмангазы и проч.

Затаевич в конце книги выразил благодарность казахским друзьям, в том числе – Наркомпросу республики и Алихану Букейханову, редактору казахского отдела «Центрального Издательства Народов СССР» в Москве. В тот период, с его слов, вышел в свет сделанный Букейхановым превосходный перевод «Хаджи-Мурата» Л.Толстого. Зять Букейханова, Смагул Садвокасов, мог видеться с Затаевичем в период контактов с издательством и Букейхановым. Затаевич подчеркивает, что, оказавшись в Оренбурге по воле судеб, он нашел здесь и работу, и компетентную поддержку казахских интеллигентов. Вообще, отзывчивость и открытость, душевность казахских респондентов Затаевичу была удивительна, ведь ему пели, по его словам, даже министры! (Имелись в виду Байтурсынов, Сейфуллин, Садвокасов).

Интерес к исследованиям Затаевича проявляли русские интеллигенты. В частности, сближению культур русского и казахского народов способствовал Максим Горький. Так, в сборнике 1931 г. Затаевич пишет, что наиграл на фортепиано летом 1929 г. Горькому один из адаевских кюев, которому «она (эта вещь) очень понравилась». Роль Горького в ходатайстве по спасению арестованных казахских писателей в 30-е годы известна.

В приложениях А. Затаевич составил списки всех, кто помогал ему в записи песен в Казахстане и Москве (слушатели КУТВ – Коммунистического университета трудящихся Востока). Так, песни и кюи Акмолинской губернии (ныне СКО) ему сообщили: Байтасов Габдулла, Айнабеков Салык, Бегишев Абдрахман, Досов Абулхаир, Муканов Сабит, Жылкайдаров Мухтар, Найманбаев Сабит, Сейфуллин Садвакас (Сакен). Последний, в частности, наиграл на домбре «Конный марш хана Абылая», причем сыграл виртуозно «терісқақпа», или особым манером: ударять по струнам снизу вверх. Этот перечень только по одной губернии показателен: в него вошли видные люди. Приглашение их к маэстро вероятно осуществляли по указанию А.Байтурсынова и С.Садвокасова, хорошо знавших пропагандистов культуры.

Смагул Садвокасов отличался аналитическим мышлением и умением принимать стратегически важные решения. Так, в архиве Президента РК хранится особая папка документов, к примеру, шифротелеграмма Сталину за подписью Ходжанова, Нурмакова, Садвакасова, Кулетова (январь 1925 г.), где, в частности, говорится: «Мы настаиваем на немедленном перенесении центра Киргизии (Казахстана. – Г.М.) из Оренбурга в Семипалатинск или Акмечеть (Перовск), по выбору ЦК». Идею переноса столицы Смагул озвучил еще в декабре 1921 года, будучи в то время членом ВЦИК и делегатом Кирреспублики на 9-й Всероссийский съезд Советов, что подтверждают источники данного архива. И вся его бурная деятельность в возрасте - 20 с небольшим! Отведено было ему прожить всего 33 года.

Среди других найденных нами раритетов – изданные арабской графикой номера журнала «Кызыл Казахстан» 20-х годов, выходил в Оренбурге, позже – в Кзыл-орде. Редактор журнала в 1924-1925 гг. - С. Садвокасов, на страницах первого номера 1924 г. в связи с кончиной В. И. Ленина опубликованы стихи Сакена Сейфуллина, Сабита Муканова, статьи Назипы Кулжановой и других представителей национальной интеллигенции. Все они видели в СМИ инструмент для просвещения, воспитания, хорошо владели им.

Такова история продуктивного совместного творческого тандема настоящих сподвижников, которые верили в долгосрочность и востребованность историко-культурного наследия. Время расставило все по местам. Возвращаются честные имена и заслуги прекрасных, воодушевленных мечтами людей, учивших и стремившихся учиться, во благо будущего. Нашей молодежи полезно будет узнать, какими разносторонними были интересы старшего поколения, учиться у земляков гражданской активности, отзывчивости и целеустремленности.

Гюльнар Муканова,
к.и.н., доцент КазНУ
им. аль-Фараби, Алматы




Искать похожие статьи:

Оставьте свои комментарии