Уважаемый читатель!
Поделись интересной новостью со своими друзьями в социальных сетях!

3 августа - Галина Воробьева

5 августа - Евгения Кочевая

6 августа - Федор Денисенко

15 августа - Данаш Хамзина

15 августа- Евгения Ржавцева

20 августа - Анна Потеряева

27 августа - Баня Калиева

27 августа - Арайлым Смагулова

28 августа - Виталий Власенко

29 августа - Ульяна Ашимова

ГлавнаяОбщество ⇒ В Алматы открылся Казахстанский центр гуманной педагогики

В Алматы открылся Казахстанский центр гуманной педагогики

Отныне в Казахстане у учителей появилась еще одна возможность повысить свою квалификацию, причем не «для галочки», а совершенно на ином уровне. Центр гуманной педагогики, по собственному заявлению, будет менять в учителях «рутину» на «миссию». Специально на открытие центра в Алматы прибыл легендарный грузинский педагог, академик АПН СССР Шалва Амонашвили.


Ни для кого не секрет, что школьное образование переживает не самые лучшие свои годы. Статус школьного учителя давно потерял былой престиж, и в профессию проникла масса случайных людей. Но даже не случайные в профессии люди порой относятся к своей работе слишком формально. Все эти факторы негативно сказываются на восприятии у детей школы как второго дома.
На презентации учебного центра о проблемах образования нам удалось поговорить с одним из главных идеологов гуманной педагогики Шалвой Амонашвили.


– Шалва Александрович, вы один из авторитетнейших и, пожалуй, самый «долгоиграющий» из ныне действующих педагогов на постсоветском пространстве. Как бы вы с высоты своего авторитета охарактеризовали современных детей?


– Сегодняшнему поколению детей дается очень много разного рода названий: и дети-индиго, и «звездные», и «солнечные» и т.д. Всегда, когда мы говорим об этом поколении, нужно вспоминать о детях, которые рождались в конце 50-х – начале 60-х годов. Им тоже придумали название – акселераты. Они быстро развивались физически и умственно. Потом акселерация прекратилась, и уже в 70-х об акселератах не было слышно ни слова, а сейчас уже и забыли. Но дети-акселераты никуда не ушли, они повзрослели, поумнели и совершили техническую революцию – внедрили в нашу жизнь мобильники, компьютеры, Интернет, скоростные способы передвижения. Это все завоевания поколения акселератов. Тех, кто пришел на смену этому поколению, можно называть потребителями. Сейчас же народились другие дети. И хотя мне не совсем нравится название «индиго», но это уже не суть важно. Они не столько дети со сверхспособностями – у них другая задача. У них и другой характер – уже в раннем детстве они необычайно уверены в себе. Они с самого рождения обладают уникальными знаниями и говорят о них с детства как о само собой разумеющихся вещах – откуда взялись эти знания, нам неизвестно. Это врожденное – они говорят с такой верой, будто были у первоисточника этих знаний, причем в самых разных сферах – в математике, биологии, гуманитарных науках и т.д. С другой стороны, они очень обидчивы. Если мы не верим в их знания, они обижаются. А поскольку большинство взрослых не верит в знания и способности детей, считая все это детскими глупостями и фантазиями, то продолжает воспитывать их по старинке. И дети очень остро это переживают. Они копят переживания в себе, страдают от того, что их никто не понимает и не верит в них – отсюда множится количество суицидов, распространяется наркомания и т.п.


– Красной нитью всех ваших идей проходит мысль отношения к детям, как к равным. А возможно ли это сегодня, учитывая инфантильность, которую дети сохраняют чуть ли не до поздне-тинейджерского возраста? 


– Не будем употреблять слово «инфантильность». Таким это поколение делаем мы. Во-первых, как ко взрослым нужно относиться к детям не только сегодня, но и вчера, и позавчера, и завтра. Как сказал Януш Корчак, нет маленьких – есть люди с разным опытом жизни и знания. Поэтому мы должны относиться к этим людям как к равным: не сюсюкаться, не унижать, не приказывать, не принуждать, как собачонок: сидеть, стоять и т.д. Отсюда и появляется инфантилизм – как обыкновенная внутренняя реакция. Она может иметь вполне далеко идущие последствия – наркомания, суициды и прочее. Эти дети новые, а эта реальность старая – здесь всем правят материальные ценности и других они не видят. Конечно, есть здесь и светлые стороны. И когда эти дети попадают на благодатную почву, их качества расцветают пышным цветом. А бывает наоборот – таланты детей были задушены из-за того, к примеру, что им внушалась мысль исключительно о материальном благополучии, при этом родители совершенно не хотели знать о том, чем действительно дети хотят заниматься. Детей таким образом превращают в обывателей. Постепенно этот маленький ребенок, находящийся в такой атмосфере, не выдерживает давления. Но, к счастью, не все родители диктаторы, и со временем эти дети совершат новую «революцию».


– В чем же будет заключаться эта поколенческая революция? 


– Дети пока этого сами не знают. И наблюдающие за ними могут только догадываться. По моим соображениям – хотя я вовсе не навязываю детям их миссию – они должны утвердить верховенство культуры и духовности в жизни общества. У нас очень большая цивилизация, которая меняет наш образ жизни – один Интернет чего стоит. Технологически наша цивилизация очень высоко развита и будет развиваться впредь так, что наше сегодняшнее сознание может в себя это просто не вместить. Сила будет такой, что сможет запросто разрушить планету – если человечество совсем сойдет с ума и потеряет ориентиры. Вот эти дети должны воспитать культуру созидания, культуру духа. Причем каждый ребенок будет постигать эту культуру разными путями. Я мечтаю об этом и делаю все, что от меня зависит.


– Сейчас много копий сломано вокруг школьного образования. Как вы считаете, наша постсоветская школа жизнеспособна или ее надо в корне менять? Ведь у ребенка там закладывается огромное количество представлений о мире. 


– Это начинается с вопроса, а что есть школа? Это не просто здание, где проходит процесс получения информации. Школа – это, прежде всего, учитель. Учитель может заниматься этим процессом и без здания – в древности люди спокойно обучались под открытым небом. Нынешнее поколение учителей – это в огромной степени авторитарный народ. Чаще всего дети слышат от них «ты должен», «ты обязан» и т.п. Причем не просто учиться, а подчиниться моей воле – не будешь подчиняться, поставлю плохую оценку, вызову родителей, не буду любить, из школы выгоню, в конце концов. И ребенок реагирует на эти «санкции», он напуган этой школой. Но, к счастью, в этой школе вдруг всегда появляется одна светлая душа, учитель от Бога, если двое-трое – уже счастье. Они, как маяки для этой школы, – они любят свой предмет, они любят детей, они любят то дело, которым занимаются. Таких учителей действительно мало, и наша задача сделать так, чтобы их в школе было не два-три, а хотя бы семь-девять. Тогда они будут менять облик.


– Как же их туда заманить? 


– Просто надо показывать им новые ценности. Осторожно, без навязывания. Показывать принципы гуманной педагогики, рассказывать о ее основах. Я вас уверяю, настоящие учителя сразу же отзовутся. Эта наука очень древняя: ею занимались такие великие педагоги как Ян Амос Коменский и Януш Корчак. Я тоже не могу сказать, что занимаюсь этим. Я скорее показываю людям ее принципы и плоды. При этом если завтра прикажут все школы в обязательном порядке сделать гуманитарными, я буду горячо против этого, потому как нет ничего более глупого, чем насаждать гуманную педагогику авторитарными методами. Надо верить в ребенка, в его безграничные, беспредельные возможности. Если учитель не верит в ребенка, пусть отойдет от него подальше. И второе – надо верить в свою искру Божью, в свое предназначение. И надо верить в силу педагогики добра.

Константин КОЗЛОВ, Алматы




Искать похожие статьи: дети, детей, очень, учитель, школы, просто, педагогики, знания, любят, культуру

Оставьте свои комментарии