Уважаемый читатель!
Поделись интересной новостью со своими друзьями в социальных сетях!

3 - Наталья Балашова

4 - Сагандык Маугузин

5 - Алма Жусупова

8 - Анна Пенькова

10 - Серик Муканов

11 - Иван Моор

17 - Лев Калантырев

18 - Ольга Попова

20 - Василий Манзя

20 - Аслан Нурсеитов

22 - Болат Кожахметов

23 - Самат Шаймерденов

27 - Жулдыз Зейтенова

26 - Юлия Исакова

29 - Лариса Морозова

30 - Назерке Турсунова

30 - Акерке Кабыкеева

ГлавнаяОбщество ⇒ В Минобразования не согласны с тем, что в системе среднего образования наблюдается регресс

В Минобразования не согласны с тем, что в системе среднего образования наблюдается регресс

Между тем Министерство образования и науки РК категорически не согласно с тем, что в системе среднего образования наблюдается регресс.

 

Метод рейтингов, проб и ошибок

В начале двухтысячных Казахстан начал делать активные шаги в направлении интеграции в мировое образовательное пространство. Участие в международных рейтингах PISA (оценивает грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике) и TIMSS (исследование по определению уровня и качества математического и естественно-научного образования) помогло нашей системе образования определить ее сильные и слабые стороны, изучить, на чем базируются системы школьного образования развитых стран, и определить дальнейшую стратегию развития.
Итак, в 2007 году Казахстан участвовал в следующих направлениях исследования: оценка качества математического и естественно-научного образования учащихся 4-х классов, в 2011 году – учащихся 4-х и 8-х классов.
По признанию чиновников от образования, казахстанские школьники по математике менее успешно выполнили задания, направленные на «применение» и «рассуждение». Только 7 процентов казахстанских четвероклассников достигли продвинутого уровня математической подготовки. У казахстанских участников тестирования вызывает определенные трудности выполнение математических заданий, требующих интерпретации данных диаграмм, таблиц и графиков.
По направлению естественно-научной подготовки 16 процентов казахстанских четвероклассников и 14 процентов восьмиклассников не выполнили задания низкого уровня сложности.
«Одной из основных причин низких результатов является несоответствие содержания образования требованиям TIMSS. Обязательный минимум содержания казахстанского школьного образования не содержит некоторых тематических вопросов, важность которых признается на международном уровне», – таков аргумент МОН РК в ответе на официальный запрос нашего издания. Также уточняется, что тестовые задания для четвертых классов по математике из 175 вопросов и по естествознанию из 172 вопросов на 33  и 23 процента не соответствуют учебной программе начальной школы Казахстана.
Участие в данных международных рейтингах продемонстрировало одну из серьезнейших проблем нашей модели школьного образования, а именно излишнюю «теоретизированность». Нам не хватало такой образовательной среды, в которой происходило бы гармоничное становление и интеллектуальное развитие личности, которая обучила бы школьников проявлять функциональную грамотность и конкурентоспособность в любой жизненной ситуации.
Также выявилось еще одно существенное различие в нашей и зарубежной системах образования, из-за которого Казахстан все равно отставал от большинства стран с аналогичным уровнем развития, хоть и улучшил свои показатели в системе PISA за период с 2009 (первое участие в исследовании) по 2012 год (второе участие в исследовании).
Причина заключалась в следующем: в экономически развитых странах продолжительность обучения дольше, чем в развивающихся.

 

Согласно отчёту Всемирного банка:

• Страны, где продолжительность обучения в старших классах дольше на один год, повышают ВВП страны на 0,44 процента (Barro, 2002). 
• Страны, в которых обучающиеся набирают на 5 баллов выше среднего балла PISA, повышают уровень производительности труда на 2,5 процента и ВВП на душу населения на 1,5 процента (ОЭСР, 2006). 
• В странах, где улучшен показатель обучающихся в PISA на 50 баллов,  повышается годовой ВВП стран на 1 процент (Hanushek, 2010).
Вот и обоснование перехода казахстанской системы среднего образования к 12-летнему обучению. Причем осуществляется переход не через прибавление дополнительного года обучения, а за счет дошкольной подготовки учащихся.

 

Мало просто знать

Все вышесказанное стало базой Государственной программы развития образования РК на 2011–2020 годы. Главная ее идея в том, что функциональная грамотность – потребность современного мира. Функциональная грамотность требует развития у учащихся критического мышления, умения выбрать именно ту информацию, которая важна для их развития, для решения соответствующих проблем, для выполнения своих профессиональных обязательств, чтобы каждый человек был информационно грамотным, умел обрабатывать, критически интерпретировать и использовать полученную информацию.
К 2020 году в школе должен произойти переход от концепции «хорошее образование на всю жизнь» к пониманию необходимости «обучения в течение всей жизни»; от послушания к инициативности; от знаний к компетенциям.
Суть проста: цели должны давать результаты, а полученные знания должны применяться в решении учебных и жизненных проблем, акцент на формировании социальных навыков, технологизации учебного процесса, взаимосвязи предметов.

Учитель, учись учить

В министерстве понимают, что, меняя учебные программы, нужно подготовить и самих педагогов к этим изменениям. В следующие 4 года 260 607 учителей (88,9 процента от общего числа учителей государственных общеобразовательных школ республики) станут слушателями курсов повышения квалификации педагогических кадров.
Приоритетными направлениями заявлены: внедрение концептуальных идей «Назарбаев Интеллектуальные школы», IT-технологий, инклюзивного образования, полиязычия, современных трендов воспитания и социализации личности; формирование функциональной грамотности учащихся.
Не теряет актуальности и проблема статуса учителя. Для поднятия статуса педагога ежемесячно на страницах СМИ публикуются статьи, проводятся конкурсы  «Лучший педагог», слет педагогов-новаторов, съезды, форумы, конференции и т.д. За четыре года (с 2012 по 2015 гг.) победителями республиканского конкурса стали 196 педагогов системы дошкольного и среднего, технического и профессионального образования. Победителям республиканского конкурса вручены знаки и свидетельства «Лучший педагог» и денежное вознаграждение в размере 1000 МРП.
Таким образом, вся система образования будет направлена на то, что учащиеся и учителя «знают», «понимают», «применяют», «анализируют», «синтезируют», «оценивают».

Подготовила Алина БЕКИРОВА, Алматы




Искать похожие статьи:

Оставьте свои комментарии