Уважаемый читатель!
Поделись интересной новостью со своими друзьями в социальных сетях!

6 - Юлия Рожкова

8 - Елена Мертюкова

9 - Лариса Беляева

15 - Николай Иванов

17 - Валерий Шарипов

18 - Роза Шакенова

18 - Николай Дроздецкий

20 - Жадыра Канафина

25 - Танат Сугурбаев

26 - Кайролла Муканов

29 - Бакытжан Дуйсенова

29 - Закиржан Мамлютов

ГлавнаяВласть и дело ⇒ В неравных условиях

В неравных условиях

Из-за повышения акциза на бензин и создания неравных условий на внутреннем рынке ГСМ отечественные поставщики могут оказаться в крайне неблагоприятных условиях.

 

В начале этой недели нефть марки Brent достигла самого низкого за последние шесть лет порога. Бочка популярной марки продавалась по 40,385 доллара. Казалось бы, это создает благоприятные условия для снижения цен на ГСМ, но ожидать, что бензин станет дешевле, не приходится по ряду объективных причин.
Сегодня, как, впрочем, вчера, позавчера или 10 лет назад, главные условия роста либо падения секторов экономики диктует «черное золото». Если быть предельно точным, лидирующая роль в этом отводится нефти марки Brent – это одна из общепризнанных «ценностей» мировой экономики, что вполне объяснимо целым рядом факторов, один из которых – исторически сложившийся: к цене нефти Brent с повышающими либо понижающими коэффициентами привязано две трети мирового «черного золота». Именно поэтому ее и считают  маркерной.
К слову, в последнее время на оптовом рынке нефтепродуктов наблюдалось понижение цен ввиду грядущего сезонного снижения спроса на ГСМ. Однако данная тенденция может быть прервана ввиду принятого на днях постановления правительства об увеличении в 2,3 раза ставки акцизов. Если следовать логике, то оптовые поставщики должны бы поднять цены. Но в данном случае они столкнутся с невозможностью конкуренции с импортом российских продуктов, так как новые ставки акциза не распространяются на импортные поставки ГСМ. Импортное топливо, по-прежнему облагаемое низкой ставкой акциза, может заполонить рынок, лишив возможности казахстанских поставщиков реализовать свою продукцию. Таким образом, применение разных ставок акцизов по отношению к отечественному и импортному топливу создаст неравные условия для оптовых поставщиков.
Бремя акцизов в конечном счете ложится на плечи недропользователей, которые в настоящий момент переживают не лучшие времена. Нефтяники же и без того сейчас работают в жестких рамках, поэтому компенсировать акциз за свой счет не в состоянии.  Это и значительное снижение мировых котировок на нефть, и завышенная (40 процентов от нетбэка) ЭТП на нефть и темные нефтепродукты. Добавляет негатива действующий на протяжении пяти лет запрет на экспорт светлых нефтепродуктов, в том числе и неликвидного дизельного топлива. Не стоит забывать про повышение на 10 процентов тарифов на транспортировку нефти по нефтепроводам и значительное повышение стоимости переработки продукции отечественными НПЗ.
Более того, крайне негативную ситуацию в нефтяной отрасли создает еще ряд моментов, которые на первый взгляд кажутся вполне нормальными. Так, усиленно продвигаемое Минфином РК внедрение с нового года «Правил и требований по оснащению резервуаров производственных объектов производителей нефтепродуктов, баз нефтепродуктов и заправочных станций контрольными приборами учета». Это, безусловно, повлечет за собой повышение цены на нефтепродукты. К слову, оснащение одной среднестатистической нефтебазы, по самым скромным подсчетам, выльется владельцу нефтебазы в круглую сумму – порядка полумиллиона долларов.
При этом необходимо отметить, что нефтяникам удалось бы избежать «бремени» повышенного акциза, со всеми вытекающими, если бы цена на местный бензин, с учетом повышения акциза, была бы конкурентоспособной с импортной. Но этого может и не произойти, поскольку есть постановление правительства об изменении ставки акцизов, в котором повышение акциза на импортные нефтепродукты не предусмотрено. Таким образом, налицо неравные условия для импортного и отечественного продукта. В преддверии исторического сезонного снижения спроса на рынке России и Казахстана наши поставщики могут оказаться в крайне неблагоприятных условиях и не смогут разместить весь свой товар из-за насыщения рынка импортным, облагаемым по старой ставке акцизом. Следствием отсутствия спроса на отечественные нефтепродукты, безусловно, может стать снижение объемов переработки нефти, невыполнение производственной программы 3-х отечественных НПЗ, значительное снижение приема нефти от недропользователей на переработку и, возможно, снижение уровня добычи нефти по причине невысокой рентабельности экспорта нефти из-за низких котировок и высокой пошлины.

Аманжол СМАГУЛОВ, Алматы




Искать похожие статьи:

Оставьте свои комментарии