Уважаемый читатель!
Поделись интересной новостью со своими друзьями в социальных сетях!

6 - Юлия Рожкова

8 - Елена Мертюкова

9 - Лариса Беляева

15 - Николай Иванов

17 - Валерий Шарипов

18 - Роза Шакенова

18 - Николай Дроздецкий

20 - Жадыра Канафина

25 - Танат Сугурбаев

26 - Кайролла Муканов

29 - Бакытжан Дуйсенова

29 - Закиржан Мамлютов

ГлавнаяВласть и дело ⇒ Встреча президентов Казахстана и Ирана открыла новые горизонты сотрудничества двух стран

Встреча президентов Казахстана и Ирана открыла новые горизонты сотрудничества двух стран

На днях состоялся официальный визит Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Исламскую Республику Иран, в ходе которого прошла встреча Главы государства с президентом Ирана Хасаном Рухани. В преддверии визита было подготовлено более 40 двусторонних документов в области торгово-экономического, инвестиционного сотрудничества, а также в сфере промышленного производства, нефтехимической, транспортной, логистической, горнодобывающей, сельскохозяйственной и космической сферах.


Подготовленные соглашения стали хорошим подспорьем к уже существующим двусторонним отношениям, где по традиции одно из ведущих мест занимает взаимодействие на Каспии и сотрудничество в области ядерной энергетики. Однако в ходе визита Главы государства в Иран представители бизнес-кругов двух государств, как говорится, перевыполнили план, подписав 66 двусторонних соглашений на общую сумму более 2,2 млрд долларов.
По мнению главы Организации содействия торговле Ирана Валиоллы Афхами, для развития торговых отношений необходимо решить вопрос создания корреспондентских счетов и представительств банков в двух странах. Между тем Астана и Тегеран намерены продолжить работу по увеличению товарооборота между двумя странами. И это намерение уже не раз подтверждалось на практике. Так, например, в феврале 2016 года в Иране находилась казахстанская делегация, возглавляемая министром по инвестициям и развитию Асетом Исекешевым. На бизнес-встречи с казахстанской делегацией в Тегеран съехалось более тысячи представителей деловых кругов ИРИ. Результатом поездки стала договоренность о создании шести рабочих подгрупп в области металлургии и ГМК, и пищевой промышленности, АПК, машиностроения, туризма и финансового сектора. Прошедшая поездка стала подготовительным мероприятием, приуроченным к визиту Главы государства в Иран.

В перспективе – ЕАЭС

Одной из тем встречи Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и его иранского коллеги Хасана Рухани стало обсуждение перспектив вступления Ирана в состав Евразийского экономического союза. Тегеран рассчитывает на поддержку Астаны в решении данного вопроса. «Наша организация сделала многое для развития отношений с ЕАЭС. Мы выступаем за снижение уровня таможенных тарифов между Ираном и Казахстаном и надеемся, что Казахстан, как активный участник объединения, сможет содействовать присоединению Ирана к ЕАЭС», – заявил Валиолла Афхами в ходе делового форума двух стран.
По мнению председателя правления холдинга «Байтерек» Куандыка Бишимбаева, Иран обладает значительным потенциалом для участия в Евразийском союзе. «Все последнее время он был изолирован в технологическом плане от всего мира. Поэтому уровень компетенций, которые накопили иранские компании в производстве и машиностроительной, высокотехнологичной продукции очень высокий. Исторические и географические связи позволяют активно инвестировать и торговать со странами Евразийского экономического союза. Иран имеет собственный космодром, откуда запускаются спутники. Это говорит об очень высоком потенциале сотрудничества», – отметил глава правления холдинга «Байтерек».
В рамках двустороннего сотрудничества были созданы и успешно работают межправительственная казахстанско-иранская комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, казахстанско-иранская рабочая группа по активизации торгово-экономического сотрудничества и деловой совет.
Товарооборот между Казахстаном и Ираном в прошлом году составил 650 миллионов долларов. «Иран для Казахстана является важным стратегическим партнером. По итогам 2015 года объем товарооборота между Казахстаном и Ираном составил порядка 650 миллионов долларов. Из них 570 миллионов – это экспорт Казахстана», – отметил заместитель председателя правления АО Kaznex Invest Мейержан Майкенов. В структуре казахстанского экспорта 75 процентов приходится на обработанные товары, такие как прокат (труб), удобрения, и 25 процентов на зерновые (пшеница и ячмень).

Проекты и планы

Одним из значимых совместных проектов является железнодорожный путь Казахстан – Туркменистан – Иран (КТИ). Соглашение о строительстве КТИ было подписано главами трех государств в 2007 году, строительные работы начались в 2009 году. Церемония запуска железнодорожной магистрали КТИ с участием президентов Казахстана, Туркменистана и Ирана состоялась 3 декабря 2014 года. Путь прошел по маршруту Узень (Казахстан) – Кызылкая – Берекет – Этрек (Туркменистан) – Горган (Иран). Магистраль протяженностью 928 км является частью международного коридора Север – Юг. Из них 146 км проходят по территории Казахстана, 700 км – по Туркменистану, 82 км находятся в Иране.
Таким образом, Казахстан получил прямой путь в страны Персидского залива в обход морских маршрутов. К слову, новый транзитный коридор сокращает маршрут поездов на 600 км. На первых этапах по КТИ будет транспортироваться до 5 миллионов тонн грузов в год, в перспективе объемы перевозок должны возрасти до 12 миллионов тонн.
Что же касается других двусторонних соглашений, заключенных в рамках визита Главы государства в Иран, то одним из крупных инвестиционных проектов стало строительство завода по производству кальцинированной соды. Договор на его строительство подписан иранской Kaveh Glass Industry Group и «дочкой» холдинга «Байтерек» – АО «Инвестиционный фонд Казахстана». Стоимость проекта составляет 200 млн долларов. В итоге казахстанско-иранский проект  станет логическим продолжением проекта по строительству стекольного завода в Кызылорде.
К слову, в сентябре 2014 года АО «Инвестиционный фонд Казахстана» и компания Kaveh Glass Industry Group в лице Kaveh Float Glass Co. подписали соглашение о создании совместного предприятия по строительству завода по производству и обработке листового стекла мощностью 197 тыс. тонн в год в Кызылорде. Стоимость проекта составляет 283,9 млн долл. Ввод завода в эксплуатацию запланирован на третий квартал 2017 года. При этом 70 процентов продукции будет реализовываться на внутреннем рынке, а 30 процентов будет направлено на экспорт, преимущественно в страны – члены ЕАЭС.
Другим проектом, заслуживающим внимания, стало создание совместного предприятия в Иране. Подписанное соглашение между казахстанской компанией «Топан» и иранской Electro Kavir Company преследует своей целью поставки систем технологического и коммерческого учета углеводородов на сумму 70 млн долл.
Учитывая интерес Ирана к казахстанской сельхозпродукции, был подписан ряд соглашений по экспорту сельскохозяйственной продукции. Так, например, ряд компаний – партнеров холдинга «Байтерек» договорились об экспортных поставках казахстанской мясной и зерновой продукции в Иран. Теперь казахстанский производитель «Контитент трейдинг» будет экспортировть в Иран мясо и замороженные полуфабрикаты на сумму 30 млн долларов.

Перспективные направления

Одним из прорывных проектов может стать строительство судоходного канала, соединяющего Суэцкий канал с Каспием. Обсуждаемый более века (начиная с династии Каджаров и по настоящее время) план строительства судоходного канала от Каспийского моря до Персидского залива в среднесрочной перспективе может обрести реальные очертания. Напомним, что Каспий является крупнейшим на Земле замкнутым водоемом. Береговая линия Каспия пролегает по территориям России, Казахстана, Туркменистана, Ирана Азербайджана и составляет порядка 7000 км. Соединить Каспий с Персидским заливом можно, только проложив канал по территории Ирана. Протяженность канала составит 600 км, из которых почти 350 км пройдут по фарватерам рек Кызылузен, впадающей в Каспийское море, и Керхе, впадающей в Персидский залив. Данная артерия позволит напрямую соединить воднотранспортные системы почти всех республик бывшего СССР, Балтийского и Североатлантического регионов с Персидским заливом и Индийским океаном по наиболее оптимальному маршруту.
Проект по строительству канала был разработан в начале 1960-х годов. Тогда была создана советско-иранская комиссия по проработке вопроса канала. В 1963 году в Тегеране во время визита председателя Верховного совета СССР Леонида Брежнева было подписано соглашение, заложившее юридическую основу для реализации проекта. В 1968 году Тегеран посетил премьер-министр Советского Союза Алексей Косыгин, ему показали предварительный вариант канала. Однако проект так и остался только на бумаге.
Сейчас проект получает «второе дыхание». В последние годы иранские делегации не раз приезжали в Россию и изучали опыт создания и эксплуатации Волго-Донского канала и Волго-Балтийского водного пути. Учитывая положительный опыт России, иранская сторона рассчитывает на помощь Москвы в осуществлении проекта.
Бюджет проекта составляет порядка 7 млрд долларов. Канал будет использоваться в основном для судов смешанного типа «река – море». И хотя Тегеран пока не сообщает об участии иностранных инвесторов в реализации проекта, как стало известно, интерес к нему проявляют компании из Индии, Китая, Пакистана, Скандинавии и Японии.
Вместе с тем при реализации проекта необходимо учитывать ряд факторов. Так, по мнению руководителя научно-исследовательского и информационного центра «Каспий», доктора географических наук Чингиза Исмайлова, существует ряд технических и экологических проблем при реализации проекта «Канал «Каспий – Персидский залив». Так, канал необходимо будет заполнить большим количеством воды в объеме 10 процентов воды реки Волги. Одним из препятствий для беспроблемного функционирования канала может стать горный хребет Альборз. Речь идет о низком уровне центральных районов и территории на юге Каспия (северная часть горы Альборз), что может привести к наводнениям. «Наряду с препятствием на севере в виде горного хребта Альборз, эти регионы густо заселены. Для осуществления строительных работ необходима эвакуация населения и ему необходимо выплатить компенсацию. Расстояние с севера до юга Ирана составляет две тысячи километров, канал такой протяженности невозможно строить из бетона, кроме того, на всей протяженности канала в регионах могут быть наводнения», – считает Чингиз Исмайлов.
Наличие проблемных моментов при реализации проекта «Каспий – Персидский залив» признают и иранские специалисты. «С технической точки зрения действующие Суэцкий и Новый Суэцкий каналы более удобны для судов, хотя бы по той причине, что они безшлюзовые и оба моря – Средиземное и Красное – находятся на одном уровне. Каспийско-персидский канал, в свою очередь, должен связывать Каспийское море, находящееся примерно на 27–29 метров ниже уровня мирового океана, что потребует установки целой системы гидротехнических сооружений, которые будут контролировать уровень воды и не допускать наводнения», – отметил  на днях посол Ирана в России Мехди Санаи. «Основное препятствие – это расстояние. Даже с учетом минимального маршрута стройка затянется на десятилетия, ведь канал длиной в сотни и тысячи километров не получится укрепить стенками из бетона, потребуются новые материалы, технологии и время на их разработку и внедрение. Канал должен будет простоять в рабочем состоянии долгие годы», – считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
Вместе с тем проект является привлекательным. В экономико-географическом плане этот проект выгоден как Казахстану, так и России, поскольку для двух стран появляется реальная возможность сократить расстояние перевозок со странами Среднего Востока и Южной и Юго-Восточной Азии. Казахстан от участия в данном проекте получает реальный шанс успешной реализации своего транзитного потенциала.
Напомним, что в Стратегии «Казахстан-2050» Главой государства были поставлены задачи по устойчивому развитию страны с целью вхождения в 30 лучших стран мира. При этом особое внимание было уделено развитию транзитного потенциала страны. «Мы должны развивать наш транзитный потенциал. Сегодня реализуется ряд крупных общенациональных инфраструктурных проектов, результатом которых должно стать увеличение транзитных перевозок через Казахстан к 2020 году в два раза. К 2050 году эта цифра должна увеличиться в 10 раз», – отмечено в программном документе.
В целом для всех стран – участниц проекта его реализация позволит снизить стратегическое значение Черноморско-эгейского пролива и Суэцкого канала, сделав канал Каспий – Персидский залив наиболее привлекательным для всех крупных игроков. В данном случае речь идет и о Китае, чья бурно развивающаяся экономика заинтересована в поисках оптимального пути из Поднебесной в Европу.

Перспективы «Евразии»

В этом случае для китайской стороны представляет повышенный интерес другой проект – транзитный путь Хоргос – порт Актау – канал «Евразия». С помощью судоходного канала «Евразия», соединяющего Каспий и Черное море, республики Центральной Азии смогут выйти к мировому океану. Это значительно ускорит транспортировку энергоресурсов, в том числе и нефти, из Каспийского моря в Азовское и Черное. О перспективах этого проекта не раз упоминал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Так, в 2007 году, участвуя в работе XI Петербургского международного экономического форума, Глава государства отметил, что республика заинтересована в доставке казахстанских товаров на мировые рынки: «Мы нуждаемся в различных маршрутах: эти товары пойдут по тем маршрутам, которые окажутся экономически выгодными для нас. Знаковым проектом в связи с этим может стать строительство нового судоходного канала «Евразия» от Каспийского к Черному морю. Этот канал стал бы мощным коридором выхода всей Центральной Азии к морям через Россию».
Об экономической целесообразности реализации проекта не возникает вопросов. Например, если сейчас китайские товары вокруг Азии через Суэцкий канал доставляются в Европу за 45 дней, то через канал «Евразия» этот срок сократится до 7–10 дней. Также необходимо учитывать и другой факт, связанный с разведанными и доказанными запасами углеводородного сырья в регионе, что также играет на руку Казахстану.
Экономические выгоды канала «Евразия» для Казахстана, России и Китая с каждым годом становятся все более очевидными, дело остается лишь за принятием соответствующего политического решения заинтересованных сторон.
Без этого канала, без выхода Казахстана в Мировой океан трудно представить устойчивое развитие транзитного потенциала страны, способного обеспечить устойчивое развитие Казахстана до 2050 года.

Взаимная поддержка

Дипломатические отношения между Казахстаном и Ираном были установлены 29 января 1992 года. Посольство Ирана в Казахстане начало действовать с 1992 года. Посольство Казахстана в Иране было открыто в 1993 году.
Договорно-правовая база, регламентирующая двусторонние отношения, имеет более 60 различных документов. Сегодня Иран и Казахстан тесно взаимодействуют в рамках международных организаций (ООН и др.) а также
региональных организаций (СВМДА, ОЭС, ШОС, Специальной рабочей группы по Каспийскому морю).
В настоящее время страны продолжают оказывать друг другу поддержку в рамках международных и региональных организаций. Так, Иран поддержал кандидатуру Казахстана на пост непостоянного члена Совета безопасности ООН на 2017–2018 годы. Кроме этого Тегеран проголосовал за проведение Международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017» в Астане. Также в багаже двустороннего сотрудничества – подписанный Тегераном устав Исламской организации по продовольственной безопасности со штаб-квартирой в столице Казахстана Астане и др.
В свою очередь Астана внесла свою лепту в решение вопроса по снятию эмбарго с Ирана. «Казахстан всегда был рядом с нами, оказав помощь в проведении двух раундов ядерных переговоров Ирана с «шестеркой», и теперь предоставляет содействие в рамках совместного всеобъемлющего плана действий», – отметил президент Ирана Хасан Рухани.
Стороны уверены, что встреча на высшем уровне придаст дополнительный импульс двустороннему сотрудничеству в различных сферах взаимодействия, включая и участие в глобальных и региональных организациях.

Справка

По проекту канал «Евразия» должен соединить западный и восточный берега Кумо-Манычского перешейка, преодолев перепад уровней около 54 м. Общая протяженность трассы канала может составить более 900 км, в том числе по Каспийскому морю до выхода на глубину 6,5 м – 80 км и по Таганрогскому заливу – 86 км. На всем протяжении канала должно быть построено от 6 до 8 судоходных шлюзов с напорами от 9 до 18 м. В качестве расчетных судов сторонники канала «Евразия» предложили толкаемые составы длиной 260 м, осадкой 5 м и грузоподъемностью 10000 т.

Олег СИДОРОВ,

Алматы




Искать похожие статьи:

Оставьте свои комментарии