Уважаемый читатель!
Поделись интересной новостью со своими друзьями в социальных сетях!

6 - Юлия Рожкова

8 - Елена Мертюкова

9 - Лариса Беляева

15 - Николай Иванов

17 - Валерий Шарипов

18 - Роза Шакенова

18 - Николай Дроздецкий

20 - Жадыра Канафина

25 - Танат Сугурбаев

26 - Кайролла Муканов

29 - Бакытжан Дуйсенова

29 - Закиржан Мамлютов

ГлавнаяОбщество ⇒ Здоровье нации дорогого стоит

Здоровье нации дорогого стоит

Устойчивая финансовая система, увеличение доли расходов от ВВП, практика семейных врачей – воплощение в реальность данных факторов позволит значительно улучшить сферу здравоохранения в Казахстане.


Как известно, Президент поставил задачу – вхождение в число 30 наиболее развитых стран мира к 2050 году. В качестве образца были взяты страны – члены Организации экономического сотрудничества и развития, которая объединяет более 30 стран с наилучшими социально-экономическими показателями. Казахстану необходимо максимально приблизиться к стандартам здравоохранения развитых стран. В этой связи перед государством стоит ряд важных задач. Одна из них – обеспечение финансовой устойчивости системы здравоохранения. Анализ макроэкономических показателей выявил существенное отставание размеров бюджетных инвестиций в здравоохранение в Казахстане от уровня развитых стран. Например, доля общих расходов на здравоохранение в ВВП в Казахстане составляет 3,6%, в то время как в развитых странах – 9,4%.
Также в целом государственные расходы на здравоохранение на душу населения в Казахстане в 9 раз ниже, чем в странах ОЭСР. По цифрам вырисовывается следующая картина: Казахстан тратит 268 долларов на одного человека, ОЭСР – 2414 долларов.
Из-за недостаточного финансирования здравоохранения в Казахстане сохраняется высокий уровень частных расходов на получение медицинской помощи. В нашей стране он составляет 35,4%, в то время как в европейских странах данный показатель равен 16,3%. По данным ВОЗ, уровень расходов населения свыше 20% является признаком низкой финансовой устойчивости системы здравоохранения и характеризует повышенный риск для населения.
Как показывает мировой опыт, одним из эффективных методов совершенствования финансирования медицинской помощи является диверсификация источников финансирования путем вовлечения всех социальных партнеров – государства, гражданина и работодателя.
Сегодня в Казахстане созданы все предпосылки для успешного функционирования данной системы. Внедрение ЕНСЗ позволило создать конкурентную среду между медицинскими организациями путем внедрения принципа свободного выбора пациентом организации прикрепления и стационара при оказании плановой помощи; повысить мотивацию поставщиков медицинских услуг к оказанию качественной и доступной медицинской помощи; обеспечить права пациентов на качественные и безопасные медицинские услуги.
Также были внедрены эффективные международные стандарты управления качеством медицинских услуг (протокол диагностики и лечения с единым подходом к возмещению затрат и клиническому ведению больного, проведение аккредитации медицинских организаций), введена дифференцированная оплата труда медицинских работников, ориентированная на конечный результат.
Процесс оказания медицинских услуг в целом стал более прозрачным и способствующим эффективному использованию ресурсов.
Кроме того, удалось снизить объемы документооборота в медицинских организациях путем изменения требований и внедрения электронных технологий и повысить эффективность работы персонала за счет обучения (командное, проектное обучение, 
обучение на рабочих местах, обучение у лидеров), были введены должности социальных работников и психологов.
Перспективы улучшения качества медицинской помощи в условиях обязательного социального медицинского страхования еще более обширны.
Продолжится развитие практики аккредитации медицинских организаций с преимущественным правом на размещение государственного заказа для аккредитованных поставщиков. Благодаря аккредитации, пациент будет информирован о том, какому из поставщиков можно доверять в большей степени.
В ходе институциональных изменений с созданием Фонда социального медицинского страхования функции по контролю и обеспечению качества будут перераспределены между субъектами системы. Так, будет развиваться институт независимых экспертов, расширяться участие неправительственных организаций, усилена функция внешнего аудита. Кроме того, будет создан специальный консультативно-совещательный орган – Объединенная комиссия по качеству, в обязанности которой будут входить выработка рекомендаций по совершенствованию клинических протоколов, стандартов медицинского образования, лекарственного обеспечения, стандартов системы контроля качества и доступности услуг в области здравоохранения.
Также управление качеством будет усилено через включение показателей качества в контракты с поставщиками. Соответственно, достижение этих показателей будет увязано с системой штрафов для медицинских организаций в целом. Далее мотивационные механизмы будут каскадироваться до уровня медицинских работников: будет совершенствоваться система оплаты труда, ориентированная на результат, когда оплата производится в соответствии с вкладом каждого конкретного работника в общие результаты.
Кроме того, будет внедрено страхование профессиональной ответственности медработников, что позволит выработать комплексный и эффективный подход к случаям врачебных ошибок, снизить число судебных разбирательств и в конечном счете повысить качество медицинской помощи.
В системе социального медицинского страхования и в проекте государственной программы развития здравоохранения «Денсаулық» центральная роль отводится первичной медико-санитарной помощи, так называемой ПМСП.
От советской системы здравоохранения нам в наследство досталась модель, при которой была приоритетной стационарная помощь. Основные ресурсы, как кадровые, так и финансовые, технические, концентрировались там. В ходе реализации государственной программы предполагается ключевым образом изменить ситуацию. Будет внедряться практика семейных врачей с предоставлением права выбора пациенту. Это будут специалисты широкого профиля, обладающие практическими и коммуникационными навыками и умеющие работать в команде.
Семейный врач будет наблюдать пациента в течение жизни и станет координатором всех лечебных процессов. Он будет знать весь анамнез заболевания, вплоть до генетических предрасположенностей. Такой подход позволит работать на профилактику заболеваемости. Одновременно будут совершенствоваться Национальная скрининговая программа, внедряться электронные паспорта здоровья, будет создана техническая инфраструктура электронного здравоохранения. Все это позволит разгрузить поликлиники и повысить качество обслуживания.
Ожидается, что благодаря перечисленным преобразованиям будет обеспечено высокое качество медицинских услуг. Как следствие, улучшатся показатели здоровья населения и удовлетворенность качеством медицинских услуг. Результатом внедрения обязательного социального медицинского страхования должна стать эффективная система здравоохранения, построенная на основе социальной справедливости и ориентированности на нужды населения. Модель здравоохранения, максимально доступная для всех слоев населения и пользующаяся их спросом и уважением, – задача, к которой необходимо стремиться.

Лязат САДУАКАСОВА, 
руководитель Центра стандартизации здравоохранения МЗСР РК




Искать похожие статьи:

Оставьте свои комментарии